Найти в Дзене
Minsknews.by

Не трогая ставку рефинансирования, Нацбанк продолжает настраивать финрынок

Оглавление

Под конец года Нацбанк представил новые значения расчетных величин стандартного риска. Что это такое и каким образом они влияют на потребительские свойства белорусского рубля, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

Почему отсутствие инфляции — плохо

Начнем с первого. Одна из основных функций Нацбанка — обеспечение финансовой стабильности. Ее показатель — изменение инфляции, или индекс потребительских цен (ИПЦ). Есть несколько параметров ИПЦ: потребительская инфляция, базовая, агрегированная, индекс-дефлятор ВВП и др., в том числе необъективный параметр — инфляционные ожидания.

Сразу оговоримся, что некоторая, рассчитанная методом экономического моделирования инфляция, — идеальное состояние национальной экономики. Для экономик разного уровня эта величина может отличаться. Например, в США и иных странах целевой уровень ИПЦ — примерно 2 %. В других странах — около 4 %. Но отсутствие инфляции, или, наоборот, дефляция (когда цены на потребительские товары и услуги регулярно снижаются), — тоже далеко не положительный фактор и вызывает озабоченность. Такая картина, например, наблюдалась в Японии, власти которой длительное время боролись с дефляцией разными способами.

Снижалась шесть раз

В Беларуси целевым ориентиром ИПЦ принята величина в 4 %. Ответственный за такой экономический показатель — Нацбанк, для чего в распоряжении регулятора имеются несколько финансовых механизмов. Основной из них — изменение ставки рефинансирования (в некоторых государствах называется процентная или ключевая ставка). Ставка рефинансирования — величина, определяющая стоимость денег, которые выпускает (эмитирует) Нацбанк для всей остальной финсистемы. К ставке рефинансирования привязано много инструментов. Например, так может фиксироваться доходность государственных и корпоративных облигаций (ставка рефинансирования + %), кредитов, депозитов, ставки РЕПО и т. д.

-3

Фото Depositphotos

В Беларуси с 28 июня 2023 г. действует ставка 9,5 %, и с начала этого года она снижалась шесть раз с 11,5 %. Весь 2022 год — 12 %. Уже полгода основной параметр финансовой системы не менялся. Для сравнения, в США на восьми заседаниях ФРС процентная ставка только повышалась до текущих 5,5 %. В России на пяти заседаниях Центробанка ключевая ставка выросла с 7,5 % на начало года до 16 % на последнем заседании 15 декабря.

Почему же не меняется ставка в Беларуси и на чем основано олимпийское спокойствие Нацбанка? Дело в том, что последние полгода в республике сложилась вполне оптимистичная инфляционная статистика. Индекс потребительских цен находится ниже прогнозного показателя на 2023 год в размере 7–8 %, базовая инфляция — также в пределах прогноза.

-4

Казалось бы, все хорошо, но осадок остался. И он называется инфляционным ожиданием.

По данным Нацбанка за III квартал 2023 года, согласно опросу населения, в сентябре ожидаемая в следующие 12 месяцев инфляция составила 11,2 % (в июне 2023 г. — 10,9 %), ощущаемая инфляция — 11,3 % (в июне 2023 г. — 12,8 %). Другими словами, проблема существует и с ней надо что-то делать.

Для этого есть иные методы настройки финансовой системы. Один из таких инструментов — изменение расчетных величин стандартного риска (РВСР). Применяется этот механизм с 1 марта 2019 г. для административного регулирования (ограничения) процентных ставок по новым депозитам и кредитам физических и юридических лиц. Рассчитывается как среднее на основании ставок кредитования семи наиболее значимых банков Беларуси. То есть, не меняя основного параметра в виде ставки рефинансирования, можно регулировать отдельные сегменты финансового рынка.

В частности, в соответствии с последним решением Нацбанка от 22 декабря 2023 г повышены РВСР для новых кредитов физическим и юридическим лицам до 11,26 % и 16,44 % соответственно (ранее действовали РВСР 10,99 % и 15,25 %). И это означает, что с января 2024 г. процентные ставки по новым кредитам будут увеличены. Пусть и немного, но это так.

Если взглянуть на динамику изменения РВСР за последние два-три года, то эта величина близка к параметру инфляционных ожиданий и меняется в соответствии с последними. В том случае, если в следующем году ИПЦ и инфляционные ожидания будут снижаться, не исключено, что и РВСР также пойдет вниз. С нею будет снижаться и стоимость новых кредитов. Но возможна и обратная картина. Поэтому тем, кто подумывает о получении нового кредита, стоит определиться: делать это сейчас или подождать. Следите за новостями от Нацбанка.