Найти тему
Цитадель адеквата

Как первичная атмосфера планет сменяется вторичной

Начать можно с того, что на всех планетах «земного типа» первичная атмосфера будет иметь одинаковый состав. Предопределённый набором небулярных газов. То есть, составом туманностей, всюду в пределах галактики одинаковым. Это, главным образом, водород, гелий, водяной пар, метан, углекислота, неон, аммиак, сероводород… Конкретная доля каждого из газов в составе атмосферы, впрочем, будет разниться, в зависимости от массы тела и удалённости протопланетного кольца. В широких пределах может колебаться и плотность... Однако, речь о том, что эта атмосфера на каменистых планетах в любом случае сменится новой, – вулканического происхождения. Скорее всего, – если не иметь ввиду катастрофический «венерианский сценарий», – намного менее плотной. Вторичную, вулканическую атмосферу образуют те же элементы. За минусом, однако, водорода и газов инертных.

С водородом должно быть понятно. Планеты, – исключая газовые, – не могут удержать его даже в составе молекул. Если это молекулы газа. Жидкости или лёд не подвержены выгоранию, прочее же будет уничтожено радиацией. Аммиак, таким образом, превращается в азот, запасы которого пополнятся извержениями. Метан, соответственно, перейдёт в углекислоту, – которой в первичной атмосфере уже много, и запасы которой также будет пополняться извержениями. Остальное же… а ничего больше и нет. Сера минерализуется. Неон уходит с первичной атмосферой, но потери его практически не возмещаются. Инертный газ не мог быть связан в составе хондритов. Так что и в ядре его просто нет. Зато, правда, появится аргон, родившийся уже в недрах планеты при распаде радиоактивного изотопа калия.

Итого: вторичная атмосфера состоит из углекислого газа и азота. Хорошо. Ещё из аргона. Содержание прочих газов можно трактовать лишь как «примеси». При этом, углекислого газа больше. Ибо, во-первых, углерода как такового в космосе больше, чем азота. Во-вторых, на молекулу расходует только один атом, тогда как у азота – два.

Что-то такое мы видим в случае Марса (углекислота 95.3%, азот 2.7%, аргон 1.6%, прочее – доли процента в сумме), и в случае Венеры (углекислый газ 96.5%, азот 3.5%). Видим также, что некая разница есть. Для Венеры не указан аргон, – его примесь ничтожна, ибо зависит от массы планеты, а значит, и от массы распавшегося калия. Массы же Венеры и Марса различаются только на порядок, тогда как массы их атмосфер – на четыре порядка.

Не укладывается в схему только атмосфера Земли. У нас-то азота в 1500 раз больше, чем углекислого газа. Плюс, свободный кислород. Но последнее, как известно, следствие активности живых организмов. Они же частично изъяли из оборота и углекислый газ. Но только частично. Основная масса углерода «впиталась» в кору планеты с образованием карбонатов – ещё в архее.