Найти в Дзене
Sherpa Group | Аналитика

Госпрограмма по развитию транспорта: на что направят федеральные средства в 2024‑2026 годах

sherpagroup.ru
sherpagroup.ru

Почему объем внебюджетных расходов на госпрограмму резко сократится? Что будет финансировать государство в транспорте за пределами нацпроектов? На какой вид инфраструктуры ожидаемые расходы выросли более чем вдвое? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.

Общие бюджетные и внебюджетные расходы на госпрограмму «Развитие транспортной системы» в ближайшие три года будут падать: к 2025 году они снизятся более чем на 40% относительно уровня 2022-го, до 1,54 трлн руб. Основная причина — резкое уменьшение ожидаемых внебюджетных вложений: с 910-930 млрд руб. в 2022-2023 годах до 160-180 млрд руб. в 2025-2026 годы. Падение связано с неопределенностью для крупных компаний дальнейших инфраструктурных планов государства, от которой в большей степени страдает железнодорожная отрасль. Мы полагаем, что в течение следующего года будут согласованы и утверждены новые объемы расходов, что может немного сгладить негативный тренд.

Объем федеральных расходов, предусмотренных на госпрограмму, будет, в свою очередь, увеличиваться — с 1,32 трлн руб. в 2023 году до 1,57 трлн руб. в 2026-м — но средняя скорость роста (около 6%) будет близка к уровню инфляции или даже ниже его. Вложения со стороны консолидированных бюджетов регионов на госпрограмму по развитию транспортной системы ожидаются менее стабильными и в 2025 году упадут до минимума (290 млрд руб.). Это связано с тем, что они во многом зависят от возможностей федерального бюджета и межбюджетных трансфертов.

Без учета национальных проектов в 2024 году на оставшиеся мероприятия «Развития транспортной системы» потратят ровно половину федеральных расходов госпрограммы, этот показатель незначительно сократится в 2025 году (до 49,7%) и увеличится до 51,1% в 2026-м. В денежном выражении федеральные расходы за периметром национальных проектов на госпрограмму составят в 2024, 2025 и 2026 годах около 695 млрд руб., 698 млрд руб. и 797 млрд руб. соответственно. Причем, если в 2024 году федеральные вложения увеличат на 6,4% относительно более ранних планов, то в 2025 году, наоборот, снизят на 6,7%.

Наибольший объем средств в рамках госпрограммы за пределами нацпроектов будет также предназначен непосредственно на инфраструктуру (от 617 млрд руб. до 726 млрд руб.), однако доля последней в общих расходах будет постепенно снижаться. Причиной станет увеличение трат на менее капиталоемкие неинфраструктурные направления. Например, федеральные расходы на контрольно-надзорную деятельность в сфере транспорта в 2024 и 2025 годах вырастут на 61,5% и 57,3% от ранее запланированных значений, до 8,3 млрд руб. ежегодно. Также вырастут затраты на обеспечение работы центральных аппаратов и территориальных органов Росавтодора, Росжелдора, Росавиации, Росморречфлота и самого Минтранса: суммарно на 24% и 21% в 2024 и 2025 годах, до 38 млрд руб. и 37,2 млрд руб. соответственно.

Почти две трети инфраструктурных расходов госпрограммы за периметром нацпроектов придутся на автодороги: в 2024-2026 годах на них потратят 412,4 млрд руб., 390,2 млрд руб. и 472,3 млрд руб. соответственно. Если на 2024 год автодорожные федеральные расходы увеличили на 2,9% относительно предыдущих планов, то в 2025 году — уменьшили почти на 14,7% за счет сокращения средств на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных трасс. Впрочем, мы ожидаем, что в целом для автодорожной отрасли это будет компенсировано ростом вложений в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Наиболее существенно относительно предыдущих планов увеличат вложения в пункты пропуска через государственную границу России. На их содержание, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение в 2024, 2025 и 2026 году планируют израсходовать 29,3 млрд руб., 31,9 млрд руб. и 30,5 млрд руб. соответственно. Рост относительно предыдущих планов на 2024 и 2025 годы будет в два и почти в 2,3 раза, что, вероятно, может быть вызвано новыми геополитическими реалиями. Той же причиной можно объяснить, что под угрозой сокращения средств в ближайшие годы будет инфраструктура воздушного транспорта: для государства пока приоритетнее обновление и импортозамещение авиационной техники, которое идет в основном в рамках других госпрограмм.

Даже если вопрос с финансированием из внебюджетных источников госпрограммы «Развитие транспортной системы» в течение 2024 года решится, мы полагаем, что ситуацию в отрасли это радикально не изменит, поскольку основная часть внебюджетных средств имеет квазигосударственный характер. В ближайшие три года по-прежнему сохранится дефицит частных средств в транспортных проектах, что связано с более жесткой денежно-кредитной политикой, чем в предыдущие периоды, возможной инвестиционной заморозкой капиталоемких инициатив и меньшим использованием инструментов государственно-частного партнерства в этой сфере.

Читайте полную версию обзора.

Кроме того, на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, исследованием «Строительство и расходы на инфраструктуру в регионах: итоги трех кварталов».