Найти тему

2. Пианист не сможет стать концертирующим солистом-исполнителем, если:

Он не обладает выдающейся памятью. По крайней мере, хотя бы в некотором смысле этого понятия.

Безусловно, музыкальную память возможно развивать, если активно с ней работать. Это отдельная тема. Но специфика памяти в целом на уровне врождённых возможностей конкретного индивида – может стать одним из определяющих факторов в карьере играющего пианиста.

Речь о солистах, которые работают на сцене без нот (в отличие от концертмейстеров).

Далее представлен фрагмент стенограммы воспоминаний студенческих лет Самуила Фейнберга, русского и советского пианиста, музыкального педагога и композитора.

Прошу обратить внимание «Две прелюдии и фуги Баха наизусть за два дня» (!) В соответствии с современной консерваторской программой обучения их вполне хватит на весь академический год в качестве полифонической части годового репертуара первого курса.

Фейнберг гениален! «Восьмую сонату Скрябина .., я выучил в четыре дня».

Из сборника «Пианисты рассказывают»
Из сборника «Пианисты рассказывают»

Не стану объяснять, что пианисту приходится выучивать музыкальный репертуар в сто страниц, чтобы свободно, легко и с удовольствием исполнять его на сцене.

А главное – уметь держать этот репертуар! Настоящий исполнитель всегда находится в форме (которую нужно поддерживать). Если возникает необходимость подготовиться к выступлению – должно быть достаточно нескольких дней, чтобы восстановить в памяти и в руках конкретное произведение или же целую программу.

Концертирующий пианист – артист на сцене

Бывает так, что в жизни человек довольно замкнут. Но на сцене с ним вдруг что-то происходит, и вот – перед аудиторией артист.

Сценическая робость – враг исполнительства.

Часто это связано с волнением, но всё же робость как индивидуальная специфика музыканта не сочетается с концертной деятельностью. Или же последняя приносит пианисту большие негативные переживания, в некотором смысле – страдания. В истории есть множество примеров.

Шопен страшно не любил выступать на публике (при этом был гениальным исполнителем и методистом).

Константин Игумнов, выдающийся советский пианист, педагог, нередко упоминал о сложностях публичного исполнительства.

Фрагмент стенограммы К. Игумнова из сборника «Пианисты рассказывают»
Фрагмент стенограммы К. Игумнова из сборника «Пианисты рассказывают»

Ещё фрагмент стенограммы воспоминаний Александра Боровского, российско-американского пианиста и музыкального педагога:

Из сборника «Пианисты рассказывают»
Из сборника «Пианисты рассказывают»

Воодушевляющий пример предконцертного куража Иосифа Гофмана:

 Из воспоминаний А. Гольденвейзера, сборник «Пианисты рассказывают»
Из воспоминаний А. Гольденвейзера, сборник «Пианисты рассказывают»

Сцена не приемлет отсутствие исполнительской харизмы

Харизма исполнителя складывается из многих аспектов, но одним из основных является обладание безупречным качеством звука фортепианной игры.

Его можно сравнить с качеством изображения: его чёткостью, глубиной и насыщенностью красок, что очень связано с высокой степенью потребности пианиста в безупречном сочетании тембров и оттенков звукового «цвета» и «вкуса».

Речь даже не о техническом совершенстве и умении по-исполнительски структурировать форму произведения, а именно – о качестве звука!

Именно звук, наравне с техникой, определяет уровень исполнительского мастерства.

Зависит это качество от восприимчивости, остроты слуха и индивидуальной специфики связи с его же воспроизведением.

Например, один слышит, но сыграть не может. Другой играет, но не слышит. А здесь важно 100% совпадение: слышу и могу воспроизвести.

Над этим можно работать так же, как и над памятью. Но, всё-таки лишь до определённой степени, определяемой индивидуальными данными.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Первая часть статьи:

Также статья: