Найти тему

Что определяет уровень мастерства пианиста? О красоте и культуре фортепианного звука

Одной из составляющих игры пианиста, определяющих уровень его мастерства, несомненно является качество воспроизводимого им фортепианного звучания.

О том, какими критериями измеряется красота, то есть качество последнего, постараюсь вкратце изложить немного позже в этой же статье. Сначала просто поговорим о значении самого звука в искусстве фортепианной игры.

Техника или звук, что первично?

Для большей ясности стоит пояснить, что:

  • Техника, это в первую очередь механическая, физиологически обусловленная работа аппарата (рук), его ловкость, скорость, владение теми или иными приёмами фортепианной игры, степень адаптации к любой сложности исполняемого произведения и многое другое.
  • К понятию звука в большей степени относится тембровая характеристика звука, его фактическая качественная сторона, то насколько он соответствует конкретной музыке в стилевом отношении, его наполненность, ясность, чистота, «объёмность», «глубина» и прочее-прочее – всё это об уровне мастерства звукоизвлечения пианиста.
Какой бы безупречной ни была техника пианиста, или же каким бы ни было «красивым» звучание его игры – одно без другого никогда не будет достаточным для характеристики игры высокого класса.

А данная заметка посвящена пианизму именно в этом разрезе, ибо профессионализм есть начало постижения высшего мастерства в своём деле.

Никто не оставит недооценённой любую игру вообще, но всё же «цена» продукта обуславливается качественными ресурсами его реализации.

А для пианиста это равно: время накопления исполнительского, т. е. практического опыта, а также знаний + максимальная продуктивность работы с этими составляющими. О таланте речи нет, без хотя бы малой его части всё это не покажется привлекательным для человека, а значит, он не станет посвящать этому свою жизнь.

В труде великого мастера, Генриха Нейгауза, «Об искусстве фортепианной игры», ясно сформулирована проблема, существующая как в фортепианной педагогике, так и в исполнительской области в целом:

Генрих Густавович Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»; стр. 55 из главы «О звуке»; Москва «Музыка» 1987
Генрих Густавович Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»; стр. 55 из главы «О звуке»; Москва «Музыка» 1987
Проблема переоценки звука или же напротив – недооценка его значения, при этом с перевесом приоритета в сторону технической составляющей.

Вывод очевиден

Высокое мастерство фортепианной игры заключается в превосходном сочетании технической безупречности и соответствующего качества звучания, которое отвечает всем запросам произведения в отношении: жанра, композиторского замысла (который постигается путём абсолютного соответствия игры и нотации), музыкальной драматургии – развития в произведении, культуры понятий о грамотной игре, а также – индивидуальности «исполнительского лица» пианиста.

При всём, одноликость в игре несовместима с понятием мастерства (!), подразумевающим не игру под копирку «по инструкции», а живое осмысление и прочувствование музыки, и как следствие – её безупречное исполнение, что свидетельствует о зрелости играющего, как профессиональной, так и общечеловеческой.

Что значит «красивый» звук?

Если говорить о положительном значении определения «красоты» звука, а не о поверхностной «красивости», как самоцели музыкального искусства (а любое искусство всё же нечто большее нежели только лишь визуальное или звуковое средство эстетического услаждения), – это прежде всего культурный звук.

Возможно, я уже упоминала о культуре звука в статьях, не помню точно. Просто слишком часто говорю об этом своим ученикам.

Как же определяется эта «культура» фортепианного звучания?

К примеру, существует система этики, определённых смыслов и символов, значений поведения, жестов, действий и т. д., соблюдая законы которой, человек производит впечатление «культурной» единицы общества.

Здесь не стану рассуждать об относительности этого понятия. Но всё же, в искусстве фортепианной игры происходит приблизительно то же. И в этом случае всё довольно чётко, без относительностей.

Самое интересное, что слушателя бессознательно привлекает именно такая, культурная игра пианиста. Она всегда убедительна, правдива. Она не покажется «скучной» или «плоской» как в смысловом, так и в звуковом отношении.

Не стану перегружать статью методическими размышлениями на тему того, как работать над этой культурой и прочее, однако могу сформулировать центральный принцип этой работы: ТОЧНОСТЬ. Во всём.

Мастерство пианиста, значит «нет» любой приблизительности, почти как в хирургии, ну или хотя бы в ювелирном деле (в любом случае ошибка пианиста не будет стоить жизни человека, но музыки...)

Точное попадание в смысл и в звук при абсолютной свободе технического выражения.

И вот почему пианисты (как и многие инструменталисты), это одни из самых счастливых людей на земле – они всю жизнь учатся, и чем старше становятся, тем в более совершенной форме способны реализоваться, если здоровье позволяет.

Уходить насовсем только жаль потом, ведь столько работы пропадает! Всё мастерство остаётся в мозге, а он по износостойкости далеко не лучше любого рояля. Простите мне мой чёрный проф юмор.

Но не знаю пока, может к 99 годам просто надоедает играть!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статья: