Найти тему
Инвест-Форсайт

Финансовая устойчивость регионов и муниципальных образований

Министерство финансов России обновило краткую информацию об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, опубликовав данные, дополненные статистикой сентября 2023 года.

   Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Документ свидетельствует о том, что на уровне регионов и муниципалитетов на сентябрь текущего года в целом наблюдается профицит 1,452 трлн руб., поскольку совокупные доходы составили 15,833 трлн руб., расходы 14,381 трлн руб. Однако в структуре доходов помимо собственных налоговых доходов объемом 12,941 трлн руб. имеются и безвозмездные поступления 2,891 трлн руб. Стоит предположить, что это финансовые ресурсы федерального уровня (поддержка Правительства России), направленные на стабилизацию финансовой ситуации отдельных субъектов Федерации в форме межбюджетных трансфертов.

При сравнении показателей доходов, расходов и их разности с сопоставимыми величинами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сентября 2021 и 2022 годов отмечается схожая динамика. Это говорит о том, что финансовая система регионов и муниципальных образований в достаточной степени стабильна при поддержке федерального центра, реализуется последовательно несмотря ни на какие негативные внешние факторы.

Долговая политика субъектов Российской Федерации характеризуется как консервативная. Совокупный долг незначительно вырос на 1,2% (включая рост объема бюджетного кредитования на 1,9%). Параллельно отмечается и рост банковского кредитования регионов, который показал положительную динамику +2,9%. Частичное сокращение государственного долга произошло за счет ценных бумаг и государственных гарантий.

Объем долга наращивали регионы с небольшой долговой нагрузкой: Приморский край (+18,6%), Адыгея (+11,1%), Хакасия (+9,3%) и Чечня (+8,8%). Характерно, что существенный прирост долга в ряде регионов совпал с выборами их губернаторов — в Хакасии, Якутии, Красноярском и Приморском краях, Амурской, Ивановской, Нижегородской областях, а также в Москве. Сокращение долга отмечается в 11 регионах. На муниципальном уровне кредитование показало незначительный рост по бюджетным (+0,1%) и банковским (+0,5%) кредитам, а также произошло резкое сокращение госдолга в части муниципальных гарантий. В целом сокращение муниципального долга коснулось сразу 37 субъектов Российской Федерации.

Позитивная динамика — Удмуртская Республика, хотя она всё ещё и остается самым закредитованным регионом страны, однако регион сократил государственный долг более чем на 1 млрд руб.

Профицит консолидированных бюджетов России на сентябрь 2023 года составил 1,452 трлн руб., но это во многом достижимо за счет финансовой помощи федерального центра в объеме 2,891 трлн руб.

Прирост совокупного объёма доходов нарастающим итогом за сентябрь по отношению к августу 2023 года оценивается в 13,86%, расходов — 13,30%.

При сравнении показателей доходов, расходов и их разности с сопоставимыми величинами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сентября 2021 и 2022 годов отмечается схожая динамика. Доходы составили 11,942 и 14,057 трлн руб., расходы 10,937 и 12,762 трлн руб., разность (бюджетное сальдо) 987 и 1,294 трлн руб. соответственно. Масштаб цифр различается разве что на величину инфляции за прошедшее время, показатели растут достаточно плавно и поступательно.

Это говорит о том, что по финансовая система регионов и муниципальных образований в достаточной степени стабильна, но опирается на поддержку федерального центра, в меньшей степени — на кредитные ресурсы.

В целом можно сказать, что по итогам сентября 2023 года российские регионы и муниципальные образования демонстрируют вполне стабильное финансовое положение.

Укреплению финансового положения способствуют:

  • стабильное поступление налоговых доходов как независимого источника пополнения финансовых ресурсов (в сравнении с неналоговыми экспортными поступлениями от продажи сырья);
  • консервативные налогово-бюджетная и долговая политика, направленные на адресную работу по стабилизации социально-экономической сферы в проблемных регионах (регионы понемногу берут кредиты у Правительства России, которое активно продвигает подобную практику);
  • существенное стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности (финансирование крупных инфраструктурных проектов).

Риски финансового положения:

  • санкционные ограничения международной торговли и финансовых операций, от которых пострадали в большей степени приграничные или сырьевые регионы, характеризующиеся значительной финансово-хозяйственной взаимосвязью с соседями;
  • кадровая разбалансировка, вызывающая дефицит специалистов отдельных отраслей и сфер экономики;
  • недостаточный объем инвестиций, основным и приоритетным источником которых в сложившихся обстоятельствах являются внутренние финансовые ресурсы государства и частных инвесторов.

Отечественная экономическая и финансовая системы в целом адаптировались к новым непростым условиям. Финансы регионов и муниципалитетов также вполне уверенно прошли наиболее острый период, активно подстраиваются к новым параметрам и векторам развития. Кроме того, региональное развитие в значительной мере стимулируется и реализацией крупных государственных инвестиционных проектов. В качестве примеров можно привести: открытие скоростной трассы Москва — Казань, модернизация и создание трамвайной инфраструктуры в Ростове-на-Дону, развитие горнолыжного курорта «Архыз» и др. Существующие тенденции активизируют экономический рост, стимулируют малый и средний бизнес, что, в свою очередь, в целом способствует и дальнейшему наращиванию поступлений в региональные и местные бюджеты, а значит, и укреплению их финансовой устойчивости.

АВТОР: Михаил Гордиенко
Канд. экон. наук, доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова