Импрессионисты предпочитали работать на пленэре, фиксируя мимолетное впечатление от мотива. Однако, это совсем не значит, что их картины создавались от начала до конца в один заход и исключительно на пленэре. Художники дорабатывали свои произведения в мастерской по памяти, вновь выходили писать с натуры, подгадывая те же погодные условия и время суток. За кажущейся беззаботностью образов порой остается незамеченной большая работа.
Серия Клода Моне, посвященная Руанскому собору, не является исключением. В 1892-1893 годах художник несколько раз отправлялся в Руан для натурных сессий, а потом дописывал картины в своей мастерской в Живерни. Одни работы требовали мелкой доработки, к другим он возвращался по многу раз. Находящиеся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина два полотна серии представляют собой наглядный тому пример. «Руанский собор в полдень» оказался для художника более сложным колористическим вызовом. Причудливая игра рефлексов на непрерывно меняющем свой облик соборе доводили художника до исступления, заставляя снова и снова накладывать слои краски, чтобы достичь нужного эффекта.
Для высветления гаммы Моне использовал тяжелые свинцовые белила. Поэтому при идентичных размерах и материале двух холстов разница в весе между картинами составляет 600 грамм. Столько дополнительной краски у художника ушло, чтобы наиболее точно передать образ собора в полуденном освещении.
Всеми результатами исследования картин из серии «Руанские соборы» Клода Моне мы поделимся 20 декабря в 18:00 в Итальянском дворике. Вход на мероприятие будет осуществляться по входному билету в музей.
📍Подробнее о проекте «"Руанские соборы" Моне»
Партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина – LG