Сначала нам поможет разобраться эксперт — Анастасия Кузьминкова. Она наставница «Яндекс Практикума» на факультете менеджмента. А ещё автор канала про софт-скиллы. В конце будет добавка от «Кинжала».
Эмоции и ценности
Для начала решите: что для вас значит «правильно»? У всех разные ценности. Разобраться в этом важно, чтобы эмоции не копились в вас, иначе будет взрыв.
Например, для вас правильно «не врать». Вы расстраиваетесь, когда человек рядом обманывает и подставляет этим команду. Вы не готовы работать в таком ключе, это для вас принципиально.
Или вы придерживаетесь другого: «Ложь во спасение — это норма»? Тогда что именно не так с ложью вашего руководителя — что она не спасает?
Может быть, вас задевает то, что ложь касается вас и вашей работы? Например, «пусть врёт о чём угодно, но не подставляет меня?»
Видно, что вас расстраивает эта ложь, но почему именно? Из ответа на этот вопрос вы сможете выстроить дальнейшую стратегию: что предлагать руководителю, какую предъявить претензию (или не предъявлять). Пока вы просто варитесь в эмоции «это плохо», вам будет намного тяжелее перевести разговор в конструктивное русло.
Разговор с руководителем
Приходите к руководителю лично — то есть не в почте, не в чате и не на собрании. Посыл примерно такой:
— Вчера на совещании вы сказали, что проект готов, но он не готов. Получается, что мы обещаем разные сроки внутри и вне команды, и я переживаю. Как мне действовать? Брать эту задачу в приоритет или действуем по плану?
Так можно применить практику ненасильственного общения: объяснить ситуацию, поделиться эмоциями, предложить решение или расспросить о решении другого человека. Может быть, вы чего-то не знаете и враньё именно в тот момент было оправданно. Тогда вы узнаете причины действий другой стороны.
А дальше — расскажите, что вам важно. Это то, что вы для себя решили, когда разбирались с ценностями и эмоциями:
Мне тяжело выносить ложь. В следующий раз мне придётся рассказать честно о выполненных задачах.
Или предложите договориться о чём-то, что вам важно:
Давайте в следующий раз договоримся о том, что подаём сроки, на которых остановились. В крайнем случае — предупредите меня об изменениях. Я не умею врать, вся ложь может быстро вскрыться.
Важно подчеркнуть риски, которые вы замечаете:
Как мы будем действовать, если ложь вскроется? Мне неудобно перед руководством. Можем ли мы поступить иначе в следующий раз?
Проще всего завести такой разговор в неформальной обстановке: в баре, курилке, на обеде. Попробуйте поговорить по-доброму и с искренним интересом — почему происходит так, как происходит и что с этим можно сделать. Желательно — без обвинений.
Эскалация
Если это не сработает — эскалируйте проблему. Рассказывайте высшему руководству открыто о проблеме, если спрашивают, что происходит. Это будет неприятно, но в крайнем случае — такое возможно. Постарайтесь говорить фактами и без лишних эмоций.
От «Кинжала»: про сбор фактов к конфликту
Часто бывает так: тебя что-то тревожит, ты варишь в себе эмоции, а потом взрываешься претензиями. Ты весь на взводе, используешь довольно жёсткую лексику и обобщения типа таких:
❌ «Ты всё время врёшь, даже в мелочах! Это непрофессионально! Нормальные руководители так не делают!»
❌ «Ты патологический лжец, с тобой невозможно работать! Ты позоришь лично меня и весь наш отдел!»
Это обобщения, потому что ты по частным случаям описываешь всего человека; оцениваешь его как профессионала; ставишь диагнозы, не имея на это оснований. Так бывает, когда ты на эмоциях.
А нужно наоборот: собрать факты. Можно прямо собрать табличку с фактами вранья: в одном столбике реальность, со ссылками; во втором — что сказал руководитель и когда. И собираете эти примеры месяц-другой, чтобы была хорошая выборка.
Внезапно может оказаться, что не так-то часто руководитель и врёт — просто вас сильно задевают такие моменты, поэтому они отпечатываются у вас в памяти. А на самом деле это случается раз в месяц и только на встречах с большим боссом. Или, наоборот, вы соберёте досье на руководителя, и он сам удивится, как часто он врёт.
С этой табличкой можно как эскалировать, так и прийти на первый разговор с боссом. Эта таблица — ваша опора: вы будете уверены, что ничего не выдумываете и правильно оцениваете ситуацию. А без собранных фактов вступать в конфликт будет сложно: вы говорите, что он всё время врёт; а он вам — что он врёт только в экстренных случаях, чтобы спасти команду. Получается, ваше слово против его слова.
Собирать факты — это работа. Но если вам важно докопаться до истины, придётся этим заняться.