Краткое инвестиционное предложение
Современный мировой рынок труда, в который непосредственно вписан российский, выделяется не только потребностью в высококвалифицированных кадрах, но и высокой мобильностью, становлением новых профессий и отсутствием границ для трудовых ресурсов. Создание Центра по трудоустройству предоставляет уникальные возможности для эффективного использования следующих трендов, которые могут стать основой для успешного бизнеса:
- Первый тренд связан с тем, что официальная статистика безработицы в России не отражает реальную картину занятости. Фактическая безработица в стране оценивается как минимум в 20-25%. Это создает благоприятные условия для проекта "Центр занятости" по трудоустройству граждан (более 15-18 млн. потенциальных клиентов), выходящих из "теневого сектора" экономики.
- Еще одним значимым трендом, влияющим на рынок труда, является увеличение автоматизации производства и алгоритмизация бизнес-процессов, в которых участвует человек. Это требует расширения поиска новых вакансий, в том числе за пределами страны.
- Важным фактором в ближайшие десятилетия станет появление новых профессий и форм труда, основанных на свободном управлении временем. Основная часть таких профессий сосредоточена в IT-секторе, наукоемких производствах, финансах, дизайне, развитии человеческого капитала, образовании, медицине и др.
В дополнение к этим основным процессам на современном рынке труда стоит отметить, что многие процессы поиска работы и подбора вакансий постепенно автоматизируются. В рекрутинговом бизнесе уже существуют направления, такие как HR-инжиниринг, где подбор персонала для бизнеса осуществляется на основе алгоритмизированных протоколов нейронных сетей.
Проект окупается за 11 месяцев. Начальные инвестиции составляют 1 742 000 рублей. Точка безубыточности достигается на втором месяце работы. Ежемесячная чистая прибыль составляет 236 000 рублей.
Описание бизнеса, продукта или услуги
Основная миссия Центра занятости заключается в предоставлении эффективной поддержки соискателям для нахождения работы, соответствующей их мечтам, а также обеспечении работодателей высококвалифицированными специалистами, способными приносить компании существенную выгоду или достигать поставленных целей. Другими словами, Центр занятости выступает в роли посредника между теми, кто ищет работу, и теми, кто предлагает вакансии.
Деятельность центра в роли посредника выходит за пределы формального удовлетворения запросов работодателей и соискателей.
Основные формы услуг, предлагаемых центром клиентам, включают:
- Работа с резюме соискателей, включая скрининг и размещение на соответствующих рекрутинговых платформах, а также отслеживание откликов.
- Подготовка соискателей к собеседованиям и проведение психологических тренингов по ответам на вопросы работодателей.
- Работа с личным профилем работников, поиск альтернативных вариантов трудоустройства, включая фриланс и удаленную работу.
- Подбор персонала для работодателей с учетом навыков, характеристик, знаний и опыта.
- Формирование рабочих команд для выполнения проектов как коммерческими, так и общественными организациями.
- Подбор персонала для аутсорсинга и аутстаффинга.
- Работа с особым контингентом, включая фрилансеров и волонтеров, в поиске проектов и заказчиков.
- Трудоустройство за границей с визовой и консультационной поддержкой.
- Тестирование и оценка персонала по запросу работодателей.
- Проведение обучающих мероприятий, семинаров, направление на курсы повышения квалификации и приобретение новых навыков и профессий.
Общий принцип взаимодействия с клиентами предполагает оплату комиссии за каждого трудоустроенного сотрудника.
Комиссия в большинстве случаев оплачивается организациями. Минимальные ставки:
- 3000–5000 рублей за рядового работника,
- 10 000–20 000 рублей за управленческий персонал и квалифицированных технических специалистов,
- более 50 тысяч рублей за каждую заполненную вакансию на среднем и высшем уровне управления, а также высококвалифицированных специалистов.
Дополнительно оплачиваются программы тестирования, психологической подготовки, скрининга специальных вакансий и трудоустройства за границей.
Сильные стороны проекта:
- Постоянный спрос на вакансии от физических лиц и корпоративных клиентов.
- Широкий выбор методов предоставления услуг по трудоустройству.
- Гибкая адаптация к быстро меняющемуся рынку труда.
- Индивидуальный подход к клиентам.
Слабые стороны проекта:
- Конкуренция со стороны кадровых агентств, рекрутинговых агентств и федеральной службы занятости.
- Возможные проблемы с качеством работы персонала.
- Риски экономического кризиса, сопровождаемого снижением общего спроса на трудовые вакансии.
Возможности проекта:
- Расширение бизнеса на другие регионы страны, в том числе за границу.
- Сотрудничество с государственными и муниципальными организациями.
- Создание дополнительных бизнес-направлений, таких как консультационные услуги, тренинги и образовательные семинары.
Угрозы проекта:
- Высокая конкуренция на рынке трудоустройства, включая федеральную службу занятости.
- Возможные увеличение арендной платы или расторжение договора аренды.
- Снижение спроса коммерческого сектора на трудовые вакансии в связи с технологическим переоснащением предприятий и оптимизацией бизнес-процессов, таких как автоматизация и удаленная работа.
Описание рынка трудоустройства
Невозможно создать эффективный и прибыльный бизнес без полного понимания рынка, на котором предполагается действовать. При анализе ключевых экономических показателей бизнес-плана "Центра занятости" необходимо учесть следующие факторы и тенденции российского рынка труда.
Также важно иметь представление об объективных условиях, в которых работают посредники, специализирующиеся на трудоустройстве граждан:
- Уровень безработицы в России является одним из самых низких в Европе и составляет 5,5% (с абсолютным историческим минимумом в 2015 году – 5,2%). Однако большинство безработных предпочитают не регистрировать свой статус и не заносить себя в официальные списки служб занятости. По оценкам экспертов, "серый рынок" труда или скрытая безработица составляет около 20-25% от общей численности трудоспособного населения страны (примерно 80-90 миллионов человек).
- В связи с экономическими процессами, особенно социально-экономической нестабильностью, рынок труда подвергается давлению со стороны сокращения предприятий. Только в 2018 году закрылось 170 000 компаний, преимущественно малого и среднего бизнеса. Это привело к постепенному росту безработицы с 2016 по 2017 год примерно на 0,2-0,3% в год. Внедрение технологических изменений, автоматизации и замена человеческого труда роботами также влияют на рынок труда.
- Характерной чертой российского рынка труда является возрастная структура. Основную часть безработных составляют молодые люди до 35 лет и те, кому более 50 лет. Это приводит к тому, что молодежь вынуждена искать возможности самореализации и заработка за пределами страны.
- Значительная разница между уровнем безработицы в городах и сельской местности, где она выше почти в два раза (в городах – 4,8%, в сельских районах – 8,8%), способствует миграции рабочей силы из сельских районов в города, увеличивая давление на рынок труда.
- Значительная часть безработных находится в поиске работы более 1 года (более 30%). Это свидетельствует о том, что существующие службы занятости и кадровые агентства охватывают лишь небольшую долю коммерческого сектора и бизнеса.
- Конкуренция на рынке трудоустройства относительно невысока – в стране действует около 12 000 кадровых агентств с ежегодным оборотом рынка рекрутинговых услуг в размере примерно 6,5 миллиарда рублей.
Исходя из представленных фактов, можно сделать следующие выводы:
- Увеличение уровня безработицы расширяет потребность в услугах трудоустройства.
- Появление новых типов вакансий и форм занятости, таких как удаленная работа и фриланс, а также глобализация рынка труда, создают возможности для расширения деятельности центра занятости не только в пределах региона, но и на национальном уровне, включая зарубежье.
- Относительно низкая конкуренция на рынке рекрутинга позволяет использовать индивидуальные методы работы с клиентами, как с соискателями, так и с корпоративными заказчиками.
Кроме того, следует отметить, что многие процессы поиска и подбора персонала стандартизированы до международных стандартов и автоматизированы, что позволяет вести работу с контрагентами из любой точки не только страны, но и мира.
Продажи и маркетинг
Для успешной реализации бизнес-плана по созданию "Центра занятости" крайне важно разработать стратегию маркетинга. В рамках представленного бизнес-плана мы планируем следовать следующему комплексу маркетинга:
Целевая группа потребителей и основные каналы продаж
Основные целевые группы, представляющие интерес для частного центра занятости, включают:
- Люди трудоспособного возраста с определенной квалификацией.
- Лица пенсионного возраста, желающие подработать.
- Инвалиды различных категорий, нуждающиеся в трудоустройстве.
- Свободные граждане, предпочитающие работу на условиях фриланса или удаленно.
- Лица, готовые участвовать в проектах волонтерства и благотворительности.
Другая целевая группа включает в себя юридические лица, такие как предприятия коммерческого сектора, научные организации, государственные и муниципальные учреждения, а также различные фонды и благотворительные организации.
Основной канал продаж услуг - предоставление информационной базы для поиска подходящих вакансий или кандидатур. Кроме того, используются форматы услуг, такие как аутстаффинг, аутсорсинг, и хедхантинг для поиска и формирования профессиональных команд.
Реклама
Основные рекламные инструменты, задействованные в проекте:
- Стандартные средства массовой информации, включая печатные издания, радио и телевидение.
- Целенаправленная почтовая рассылка рекламы по компаниям и организациям.
- Создание полнофункционального веб-сайта с поисковой платформой для вакансий и резюме.
- Присутствие в социальных сетях, таких как Вконтакте, Facebook, и наличие собственного "телеграм-канала" для оперативной информации о вакансиях.
- Участие в местных и региональных выставках и ярмарках вакансий, а также конференциях по проблемам занятости.
Общие затраты на рекламу оцениваются в минимум 20 000 рублей в месяц.
План производства
На первоначальном этапе юридической регистрации бизнес-проекта "Центр занятости" можно эффективно осуществить в форме индивидуального предпринимателя (ИП), обходя создание юридического лица. Процесс регистрации может быть выполнен тремя вариантами:
- Подача заявления на регистрацию напрямую в местном подразделении ФНС по месту нахождения офиса Центра (его юридическому адресу).
- Электронная подача заявления на портале "Госуслуги".
- Использование услуг многофункциональных центров (МФЦ), расположенных в каждом муниципальном районе или городском поселении.
Независимо от выбранного метода подачи заявления на регистрацию ИП, процесс регистрации занимает не менее 3 рабочих дней. Общая стоимость, необходимая для завершения всей процедуры регистрации, оценивается в 3-5 тысяч рублей.
При подаче заявления важно указать следующие реквизиты и коды видов деятельности (ОКВЭД):
- 74.50.1. "Услуги по найму рабочих".
- 74.50.2. "Услуги по подбору кадров".
Помимо регистрации компании в форме ИП, необходимо также оформить несколько обязательных разрешительных документов для начала работы:
- Сертификат рабочих мест от Трудовой инспекции через органы муниципальной власти.
- Разрешение на эксплуатацию объекта недвижимости от муниципального подразделения санитарного надзора (ФМБА и МЧС по месту нахождения Центра занятости).
- Получение разрешения на предоставление услуг от региональных подразделений Роспотребнадзора.
Общие затраты на прохождение всех официальных процедур при регистрации предприятия, согласно условиям бизнес-плана, оцениваются примерно в 30 000 рублей.
Организационная структура
Эффективность Центра занятости в значительной мере зависит от количества и качества персонала, подбираемого для работы. Особенности труда сотрудников связаны с обработкой обширной информации и активным общением с разнообразными клиентами, каждый из которых имеет свои проблемы, надежды и четко поставленные цели. Сотрудники Центра работают с двумя принципиально разными категориями клиентов — это работодатели и наемные работники. Поэтому, к основным требованиям к персоналу — владение трудовым законодательством, делопроизводством и навыками работы с профессиональными программами — добавляется умение общаться с людьми разного социального статуса и проявление качеств психолога.
В представленном бизнес-плане определен следующий штат сотрудников:
- Директор: Осуществляет администрирование, контроль за работой персонала, а также взаимодействие с государственными и муниципальными структурами, бюджетными организациями. Директор также ответственен за расширение доли рынка трудоустройства, мониторинг конкурентов и взаимодействие с ключевыми клиентами, включая зарубежные компании.
- Заместитель по коммерческой работе: Занимается привлечением и взаимодействием с клиентами и работодателями, готовит коммерческие и клиентские договоры, осуществляет анализ рынка труда, управляет рекламным бюджетом и обеспечивает функционирование сайта Центра занятости.
- Менеджер по линейным кадрам: Занимается трудоустройством клиентов в коммерческие и бюджетные организации на позиции рядового персонала.
- Менеджер по руководителям: Отвечает за подбор руководителей на различные должности в коммерческих и государственных структурах.
- Менеджер по спецпроектам: Занимается подбором специализированных специалистов, включая IT-специалистов, фрилансеров и сотрудников для удаленной работы.
- Психолог-аналитик: Осуществляет работу с клиентами, проводит тренинги по личному и коллективному развитию, анализирует данные для оптимального подбора соискателей и создает личностные профили клиентов.
Система оплаты для сотрудников Центра предусматривает оклад плюс премии. Директор и его заместитель получают премии в процентах от объема продаж (2% и 1% соответственно), а для остальных сотрудников предусмотрены квартальные и годовые премии.
Помимо персонала, работающего в штате Центра, бизнес-план предусматривает использование услуг удаленного бухгалтера на аутсорсинге, стоимость которого составляет 15 000 рублей в месяц.
Финансовый план
Для обеспечения эффективной деятельности Центра занятости в рамках создания бизнеса, необходимо уделить внимание двум ключевым аспектам.
Выбор местоположения офиса: Определение местоположения офиса является решающим моментом, учитывая необходимость обеспечения доступности для потенциальных клиентов и оптимальное взаимодействие с государственными и муниципальными органами, а также близость к потенциальным работодателям. Оптимальным вариантом в городах с населением 100 тыс. человек является расположение в административной части города или поселка, где сконцентрированы ключевые предприятия и учреждения.
При работе с крупными предприятиями и агрохолдингами имеет смысл рассмотреть вариант размещения офиса ближе к таким компаниям, на которые сосредоточено внимание соискателей.
При расширении деятельности Центра возможно создание дополнительных офисов или организация выездной формы работы.
Технические аспекты: Офис, общей площадью 90 кв. м, будет разделен на следующие зоны:
- Рабочие места для персонала, включая директора (40 кв. м).
- Учебный класс с мультимедийным оборудованием на 15 человек (30 кв. м).
- Хозяйственные помещения (10 кв. м).
- Холл для посетителей (10 кв. м).
Офис расположен в центральной части города, что обеспечивает удобный доступ к потенциальным работодателям. Помещение взято в долгосрочную аренду, имеет свой отдельный вход и стоянку на 5 автомобилей.
Оборудование: Для полноценной работы Центра планируется приобрести:
- Рабочие места (столы, стулья).
- Компьютерное оборудование и принтеры.
- Сейф для документов.
- Коммуникационное оборудование (телефоны, факсы).
- Мультимедийный комплекс на аудиторию до 30 человек.
- Оборудование для буфетного уголка.
- Программное обеспечение («е-Staff Рекрутер», «Experium», «1С: Кадровое агентство», «EFSOL», «Asper», «Orange HRM»).
- Хозяйственно-бытовое оборудование.
Также предусмотрено приобретение транспорта в виде вместительного минивэна с компьютерным оборудованием для работы в отдаленных районах.
Финансовые инвестиции:
- Открытие:Регистрация и разрешения – 30 000 руб.
Ремонт помещения – 500 000 руб.
Создание сайта и реклама на первый месяц – 40 000 руб.
Закупка оборудования – 1 147 000 руб.
Прочие расходы – 25 000 руб.
Итого: 1 742 000 руб. - Ежемесячные расходы:Зарплаты с учетом отчислений – 215 166 руб.
Аренда офиса – 63 000 руб.
Амортизация – 19 444 руб.
Коммунальные услуги и охрана – 25 000 руб.
Реклама – 20 000 руб.
Бухгалтерия (удаленная) – 15 000 руб.
Обработка персональных данных и работа с клиентами – 100 000 руб.
Системное администрирование – 25 000 руб.
Итого: 482 610 руб. - Продажи на 24 месяца:Рассчитаны с учетом сезонности, прогноза эффективности инвестиций и экономических показателей бизнеса.
Общий финансовый план представлен в финансовой модели, включая начальные инвестиции, ежемесячные расходы и прогноз продаж.
Факторы риска
Несмотря на относительно недавнее формирование полноценного рынка труда в России (всего более 25 лет назад), на текущий момент этот рынок представляет собой конкурентное пространство с разнообразными возможностями и существенными рисками. Когда речь идет о создании собственного Центра занятости, ключевыми рисками, на которые необходимо обратить особое внимание, являются:
- Риск снижения спроса в период экономического кризиса: Этот риск может возникнуть не только в условиях общенационального или регионального экономического спада, но и в рамках отдельного города. Закрытие ключевых предприятий может вызвать массовые увольнения, создавая дефицит вакансий для трудоустройства. Этот риск можно смягчить, быстро переориентировав деятельность центра на предоставление услуг трудоустройства в другие регионы страны или за ее пределы.
- Сезонный спад активности по поиску работы: Такие периоды снижения активности, как летние отпуска, декабрь и начало января, могут повлиять как на потенциальных работодателей (из-за отпусков руководящего состава), так и на соискателей. Сосредотачивание внимания на узких сегментах рынка, таких как информационная индустрия или транспорт, где сезонные факторы оказывают меньшее воздействие, поможет снизить негативное влияние этого риска.
Помимо этих двух основных системных рисков, с которыми сталкивается большинство Центров занятости и кадровых агентств, также важно учесть возможные риски, связанные с государственным регулированием рынка труда. Существует определенный риск ужесточения правового контроля за деятельностью посредников, оперирующих на рынке трудоустройства.