Найти в Дзене
Горком36 | Воронеж

Проект бюджета-2024: экономика Воронежской области находится в устойчивом состоянии

Оглавление

В ближайшие дни бюджет Воронежской области на 2024 год должен пройти окончательное чтение в региональном парламенте. Уже известны все основные параметры бюджета и озвучен прогноз развития на будущий год. Главное, что следует из проекта бюджета, – Воронежская область сохраняет высокий уровень собственных доходов.

Приоритеты прежние

Изначально обсуждение проекта областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов прошло на заседании правительства Воронежской области 30 октября, после чего были обнародованы все вводные.

Как отметил губернатор Александр Гусев, приоритеты бюджета остаются прежними – социальная сфера, помощь участникам специальной военной операции и их семьям и поддержка экономики.

-2

Большая часть расходов регионального бюджета, а именно около 98%, составляют государственные программы области, преимущественными целями которых являются реализация национальных проектов. Планируется выделить средства в размере 19 млрд 52 млн рублей на эти проекты в 2024 году, причем около 46,8% из этой суммы будут финансироваться из федерального бюджета.

На развитие экономики и инфраструктуры области в 2024 году планируется выделить 30% от общих расходов бюджета. После распределения федеральных средств, этот процент увеличится.

– Мы практически ни одну статью не уменьшили. Все статьи расходные проиндексированы на предполагаемый рост инфляции. Но жизнь немножко сложнее, чем наши предположения о ней. И, безусловно, у нас возможность скорректировать в течение года наши доходные и расходные статьи будет. Прогноз сдержанный. Вы это видели. Мы пока закладываем не такой существенный рост. Будем следить за ситуацией, при необходимости корректироваться, – прокомментировал проект бюджета губернатор. – Важным фактором является то, что у нас налог на прибыль стал основным источником доходной части бюджета. Раньше всегда это был НДФЛ. Это говорит о том, что экономика области находится в устойчивом состоянии.

Прогноз на положительную динамику

На заседании думских комитетов 14 ноября, когда стартовала процедура «нулевого» чтения бюджета, министр экономического развития Воронежской области Данил Кустов представил доклад о прогнозе социально-экономического развития региона на 2024 год и плановый период 2025-2026 гг.

Министр отметил, что экономика области в текущем году демонстрирует положительную динамику, о чем свидетельствуют как статистические, так и финансовые показатели наполняемости бюджета.

-3

Он сообщил, что по итогам 2023 года прогнозируемый объем валового регионального продукта (ВРП) составит почти 1 трлн 432 млрд рублей, что на 1,5% выше уровня 2022 года. По прогнозу министра, объем промышленного производства к 2026 году увеличится на 9,7% к оцениваемому уровню 2023 года.

Что касается 2024 года, то здесь прогнозируется рост объемов производства сельхозпродукции, который составит 100,8% к оцениваемому уровню 2023 года.

-4

Данил Кустов добавил, что за последние 5 лет доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась с 8,9% до 7,2% от общей численности населения области. Ожидается сохранение достигнутого уровня и по итогам 2023 года.

Согласно прогнозу, начиная с 2024 года, прогнозируется сохранение темпов устойчивого роста заработной платы в среднесрочной перспективе на 9–10% ежегодно, что выше среднероссийских темпов роста.

Подводя итог, министр подчеркнул, что представленный прогноз традиционно является умеренно оптимистичным. Ожидается, что динамика макроэкономических показателей за 2024-2026 гг. в регионе будет выше, чем в среднем по стране.

В среду, 15 ноября, на совместном заседании думских комитетов финансово-промышленного блока более подробно о повышении зарплаты в следующем году рассказала министр финансов Воронежской области Надежда Сафонова. Она сообщила, что в проекте бюджета-2024 предусмотрено повышение заработной платы «указным» категориям работников бюджетной сферы в среднем на 9%.

И отдельно остановилась на зарплате «указных» и «неуказных» бюджетников. Напомнив, что в 2023 году, по решению губернатора Александра Гусева, заработная плата этих категорий граждан была в общей сложности увеличена на 15%, Надежда Сафонова уведомила депутатов о том, что глава региона поставил задачу – продолжать увеличивать размер заработной платы всех категорий населения.

Кроме того, Надежда Сафонова рассказала, что по решению губернатора для оказания финансовой помощи воронежским муниципалитетам действуют 96 видов трансфертов. И вообще, по ее словам, помощь муниципальным образованиям составляет 32% всех расходов областного бюджета. Это дает результаты: как подчеркнула Надежда Сафонова, в настоящий момент ни один воронежский муниципалитет не имеет коммерческой задолженности.

-5

Как не имеет долгов перед банками и сама Воронежская область. И это один из самых существенных показателей качества работы с бюджетом.

Социальная направленность

Теперь о самом бюджете. Он, как и в прошлые годы, носит социальную направленность – на эти цели направлены 75,2% всех расходов.

7 декабря состоялось 39 заседание регионального парламента, где бюджет на будущий год прошел первое чтение.

Игорь Селютин, руководитель Контрольно-счетной палаты региона, представил заключение о проекте бюджета перед участниками обсуждения. Он подчеркнул, что КСП рекомендует принять данную законодательную инициативу в первом чтении.

Владимир Нетёсов, председатель Воронежской областной думы, прокомментировал представленные параметры бюджета на следующие три года и отметил, что документ сбалансирован и выверен.

По прогнозу, доходы бюджета на 2024 год составят около 173,5 млрд рублей, а расходы запланированы на сумму свыше 185,4 млрд рублей. Предполагаемый дефицит в размере 11,9 млрд рублей будет погашаться из гарантированных источников. Главная характеристика бюджета заключается в сохранении собственных доходов, что обеспечивает его исполнение.

В ходе заседания было принято решение депутатского корпуса о введении дополнительной социальной поддержки для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих курс реабилитации в специализированных учреждениях. Также были установлены льготы по уплате транспортного налога для родителей, опекунов или попечителей детей-инвалидов.

К моменту первого чтения внесены ряд предложений и уточнений, особенно связанных с дополнительным финансированием в объеме более 4,6 млрд рублей из федерального бюджета.

Дополнительные средства будут направлены на комплексное развитие сельских территорий, развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, создание современной инфраструктуры для отдыха и оздоровления детей, создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, модернизацию школ и здравоохранения, реконструкцию и капитальный ремонт музеев.

-6

Документ не вызвал замечаний и предложений, поэтому депутаты приняли его в первом чтении. Ко второму чтению главный финансовый документ области уже вряд ли претерпит какие-либо серьезные изменения.

В итоге можно сказать, что приоритеты бюджета остаются неизменными вне зависимости от внешнеполитических и экономических вызовов. Это позволит реализовывать национальные проекты, обеспечивать стабильную работу социальных учреждений, выполнять социальные обязательства, расширять и поддерживать сети социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры. Важно отметить, что все социально значимые расходы будут проиндексированы, а размеры социальных выплат населению – увеличены.