Приветствую всех в новом канале, посвященном истории костюма (прежде всего, женского) высших слоев общества 19 века и реконструкция контекста его ношения. Сфера моих интересов ограничивается европейскими странами + Российской империей и прежде всего касается реконструкции бальной материальной культуры.
За прошедшие 20 лет мы накопили огромное количество фактических материалов по истории костюма - портретов, гравюр, электронных версий книг 19 века по этикету и инструкций к светской жизни, наконец, у нас появился Пинтерест с его безграничными подборками. При всем этом великолепии, о котором в начале 2000-х годов не приходилось даже мечтать, в некоторых вопросах мы все также опираемся на стереотипы или слишком широкие трактовки.
Свежий пример - могут ли в 19 веке немолодые дамы носить белый и его оттенки? По мнению широко известного в узких кругах Алексея Борисовича, нет (недавно он недовольно отметил, что в заявках на киносъемку дамы массово шлют светлые наряды, невзирая на возраст). Прав ли он?
А если речь о периоде с 1795 по 1805, когда доминировал белый муслин?
А если это королевский траур, и речь о немолодой уже императрице Марии Федоровне, оставившей нам бесценный материал в виде своего гардероба?
А как быть с превосходной матроной с голубым веером на картине Jean Béraud “Монолог” 1882 года?
Она в белом платье в мелкий рисунок, в кружевной наколке вместо чепца и в пенсне, в ее руках самый роскошный и дорогой веер этой картины, который по колористике (бледные оттенки розового и голубого) логично было бы приписать дебютантке.
Очевидно, задача понять, что, как и когда носилось в 19 веке, наткнется на великое множество сложностей. Прежде всего, в разных точках даже одной страны в один год могли придерживаться разных мод и контекстов (различия по линии столица-провинция, возрасту, семейному положению, религии, достатку, претензиям на некий социальный статус и тд). Далее, мы работаем с сохранившимся корпусом источников, трактуя которые, легко совершить ошибку выжившего - то, что дошло до нас, вовсе не обязательно представляет из себя доминирующий в той среде и в то время вариант. Наконец, при достаточном усердии многие из нас способны подобрать источник на любую лажу. Является ли она проявлением индивидуального вкуса и попыткой выделиться из среды, или же это равноправный вариант наравне с доминирующим - всегда вопрос трактовки и еще большего упорства в работе с источниками:)
При всем при этом я-мы можем собрать хотя бы часть этой мозаики. Я крайне приветствую и даже рассчитываю, что к моим изысканиям и трактовками присоединятся все, кому есть, что сказать по этому поводу.