Психотерапевты Мэри и Боб Гулдинги выделяют 12 основных родительских предписаний, которые могут формировать негативный жизненный сценарий у детей. Эти сценарии, как правило, закладываются до 6-8 лет, создавая ощущение, будто ребенок живет не своей жизнью, сталкиваясь с внутренними барьерами и запретами на определенные действия и мысли.
Родители передают эти предписания неосознанно, перенося свои психологические установки на своих детей, указывая, как строить свою жизнь и относиться к себе и окружающим.
Эти предписания, хотя и авторитарны, субъективны и внедряются в раннем возрасте, редко подвергаются сознательному анализу, сохраняя свою сложность для самостоятельной коррекции.
Давайте рассмотрим каждую из "Двенадцати родительских директив" Гулдингов более подробно с примерами:
- "Не живи": Это может проявляться в том, что человек чувствует вину или стыд за радостные моменты в жизни. Например, если кто-то постоянно чувствует, что ему не полагается наслаждаться выходными или отдыхом, так как постоянно чувствует себя обязанным заниматься чем-то более "полезным".
- "Не будь ребенком": Это может привести к тому, что человек постоянно подавляет свою игривость и радость, стараясь быть всегда серьезным и ответственным. Например, взрослый, который избегает любых игр и шуток, так как считает их неуместными.
- "Не расти": Это может проявляться в страхе перед изменениями и новыми возможностями. Например, человек может отказываться от новых карьерных возможностей из-за страха неизвестности и изменений в обычной жизни.
- "Не думай": Это может проявляться в том, что человек старается избегать сложных мыслительных задач или принятия решений. Например, избегание принятия ответственности за свои собственные решения и полагание решений на других.
- "Не чувствуй": Это может привести к тому, что человек подавляет свои эмоции. Например, избегание выражения гнева или грусти из-за страха, что это сделает его уязвимым.
- "Не достигай успеха": Это может проявляться в том, что человек страшится достигнуть своих целей из-за возможных негативных последствий, таких как зависть окружающих или потеря личной свободы.
- "Не будь лидером": Это может проявляться в избегании ответственности за принятие решений и руководство другими. Например, человек может откладывать принятие руководящей роли из-за страха провала.
- "Не принадлежи": Это может привести к изоляции и отчуждению от других людей. Например, избегание участия в общественных мероприятиях или формирование близких отношений из страха быть отвергнутым.
- "Не будь близким": Это может проявляться в избегании интимности и создании эмоциональных барьеров. Например, человек может избегать выражения своих истинных чувств из-за страха быть уязвимым.
- "Не делай": Это может проявляться в избегании принятия инициативы и ответственности. Например, человек может избегать предложения новых идей или начинаний, опасаясь неудач.
- "Не будь самим собой": Это может привести к тому, что человек старается соответствовать ожиданиям других, играя роль, вместо того чтобы быть аутентичным и следовать своим собственным ценностям.
- Эти родительские директивы могут формироваться в раннем детстве и оказывать влияние на поведение и ментальные установки человека в течение всей его жизни. Работа с этими директивами может быть частью психотерапии для изменения негативных убеждений и поведенческих шаблонов."Не чувствуй себя хорошо": Это может проявляться в ощущении вины за собственное счастье. Например, человек может чувствовать себя виноватым за радость и удовлетворение, особенно если у других вокруг него не так хорошо.
Автор: Кузьмина Регина Шамилевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru