Приближается Новый год, а значит, вплоть до последнего дня декабря будут увеличиваться потоки заказов для всех интернет-магазинов, что приведет к серьезному повышению нагрузки на системы управления складскими комплексами, обслуживающими деятельность электронной коммерции по всей стране.
Ответственность систем управления складом WMS в такие моменты чрезвычайно велика. От их эффективности, поддержки необходимого функционала, надежности и производительности зависит работа складского комплекса.
Поддержка обработки заказов электронной коммерции, умение гибко перестраиваться в зависимости от сезона, направленность на конечного потребителя – вот основные качества продвинутой WMS, заточенной на обработку заказов интернет-магазинов.
Характерными признаками «праздничной» логистики являются: увеличение ассортимента, резкое увеличение количества покупателей и заказов, а также требование к радикальному сокращению времени обработки. При этом важно упомянуть, что такие обстоятельства проявляют себя недолго, а только в течение достаточно короткого промежутка времени, рождественских и новогодних распродаж и других праздников, поэтому необходимо обеспечить гибкость в перестройке некоторых функциональных моментов как до, так и после сезона, то есть при возвращении в будничную жизнь.
Конечно, весьма затратно, а порой и невозможно производить физические перестройки на складе при подготовке к высокому сезону (например, увеличение количества ячеек отбора), хотя, если есть возможность, применяются и такие методы (например размораживание «спящих» в обычное время дополнительных зон комплектации). Однако основные элементы гибкости конфигурирования должны присутствовать именно в ИТ-системе, настройка и перестройка которой существенно легче физических изменений на складе.
Что должна уметь делать современная WMS, обеспечивающая обработку заказов электронной коммерции и приспособленная к процессам резкой смены сезонности:
- Обработка мелких (штучных) заказов и обработка возвратов (в том числе штучных);
- Комплектация заказов с использованием различных стратегий отбора;
- Обработка широкого ассортимента товаров;
- Поддержка многообразия упаковки;
- Поддержка ABC;
- Функционал кросс-докинга самых разных видов;
- Работа с комплектами;
- Обработка ошибок;
Рассмотрим подробнее некоторые необходимые функциональные возможности WMS.
1.Обработка штучных заказов и, что еще сложнее, штучных возвратов
Функционал возврата – это, по сути, функционал приемки, но со своими специфическими особенностями. Как правило, при приемке невозможно провести анализ качества принимаемых товаров, поэтому наиболее приемлемый вариант – это проведение обычной приемки, но при этом товар автоматически блокируется и размещается в специальные зоны (карантина или брака), где происходит проверка качества, и в зависимости от результата товар либо разблокируется и перемещается в обычные зоны хранения, либо производится его списание и дальнейшая обработка по обычной складской процедуре списания.
2. Комплектация заказов с использованием разных стратегий отбора
WMS должна поддерживать разные стратегии отбора, обеспечивающие эффективность процедур: например, кластерный отбор, когда один комплектовщик собирает несколько заказов одновременно, либо несколько отборщиков собирают несколько заказов. Также WMS должна иметь интерфейс к автоматическим или полуавтоматическим системам, широко используемым при обработке штучных заказов и обеспечивающим увеличение производительности отбора (Pick-by-Light, диспенсеры A-Frame и другие типы).
3. Оптимизация хранения с помощью WMS на основе ABC-анализа
В дни высокого сезона точному распределению и размещению товаров по АBC-классам придается особая роль. Тщательно анализируются группы товаров (например, шампанское), спрос на которые в праздники будет очень высоким. Эти группы товаров перемещаются на время праздников в наиболее удобные зоны хранения – например, нижние стеллажи, для удобства их отбора.
АВС-анализ – анализ товарных запасов путем деления на 3 категории:
А – наиболее ценные (высокооборачиваемые),
В – промежуточные (среднеоборачиваемые),
С – наименее ценные (малооборачиваемые).
4. Поддержка кросс-докинга
Преимущества кросс-докинга в самых разных его видах в том, что принимаемый товар перемещается не в зоны хранения, а непосредственно в зоны отгрузки, где его ждут сформированные заказы, в итоге происходит существенная экономия времени и ресурсов на обработку. На складе, работающем для электронной коммерции, эффективен самый популярный вид кросс-докинга, так называемый Flow through, или «проточный». Процесс обеспечивает приемку товара на склад и мгновенное резервирование его для заказа на отгрузку. После чего товар перемещается из зоны приемки сразу же на линию отгрузки к ожидающему его заказу. Для заказчика это означает то, что он может заказать товар через интернет-магазин, которого на складе интернет-магазина нет, а при оформлении заказа синхронно формируется заказ на его доставку от производителя или иного контрагента на склад интернет-магазина.
В другом методе кросс-докинга (так называемом «оппортунистическом») заказы на отгрузку не связываются с конкретными заказами на приемку, а просто «подхватывают» принимаемый товар в соответствии с заданными правилами. Правила распределения принимаемого товара между ожидающими заказами на отгрузку включают:
- распределение в процентном соотношении,
- по восходящей,
- по нисходящей,
- использование списка VIP клиентов.
5. Работа с комплектами (наборами)
«Праздничная» логистика предъявляет дополнительное требование к складу в части формирования праздничных комплектов, приуроченных специально к наступающему сезону. Это могут быть продуктовые наборы, но особенно популярны парфюмерные праздничные наборы, формируемые специально для соответствующего сезона.
Бизнес-процесс «Производство наборов» обеспечивает все действия на складе при приходе из учетной системы задания на отбор и обработку комплектующих для комплекта.
Производятся следующие действия:
- WMS анализирует состав комплекта (составляющие должны быть в справочнике товара);
- Происходит резервирование комплектующих на складе;
- Формируются задачи перемещения комплектующих в зону обработки;
- WMS формирует рабочий заказ сформировать комплект из поступивших в зону комплектующих;
- Производится упаковка комплекта в праздничную тару;
- После проведенных процедур в зоне обработки появляется новый объект (комплект), а потраченные на него комплектующие списываются;
- Сформированные комплекты перемещаются в зону хранения или непосредственно в зону отгрузки под заказ.
6. Обработка ошибок
Нужно, чтобы реализованные в WMS-системе процессы позволяли как можно быстрее обрабатывать все возникающие типовые ошибочные ситуации (например, отвалившаяся по дороге бирка с идентификатором товара). Как правило, такие ситуации решаются «по остаточному принципу»: есть минимальное количество мест выявления ошибки и минимальное количество зон, куда такие товары отправляются, а процессы обработки в этих зонах в основном ручные. А в праздничные дни, при высокой нагрузке ошибок может произойти на порядок больше, и WMS должна быть к этому готова.
Глобальной задачей является сокращение интервала времени от заказа до получения и одновременное повышение эффективности и точности комплектации заказа.
Современные системы управления складом не только могут упрощать повседневную работу, но и делать склад максимально эффективным в пиковую нагрузку. Оптимизация или внедрение подходящего программного обеспечения для управления складом – непростой процесс, в котором мы всегда готовы вам помочь.