Найти тему

«Привет, я знаю, что ты лысая». Как говорить с детьми про непохожую внешность.

Из личного архива Лилии
Из личного архива Лилии

«Когда мне было три года, у меня выпали волосы. Мне диагностировали алопецию. Началась моя жизнь с париком».

«Меня отдали в необычную школу, не в районную, а в школу-театр имени Галины Вишневской. Отдали специально, чтобы парик не летал по лестницам, чтобы не обижали, не травили. Но не получилось. Началось всё не с детей, а с педагогов. Там была гастрольная группа, и я в неё пошла. В этой группе мне всегда казалось, что я хуже всех. У меня тогда не было ни татуажа, ни макияжа, просто белое лицо и тёмный парик. Ни бровей, ни ресниц, такое безликое существо. А надо было что-то играть. Когда я выходила на сцену, педагоги всё время орали: «Стоишь тут без лица! Как амёба! Глаза вытаращила, ничего у тебя на лице не отображается! Ты чё, не можешь элементарно какую-нибудь эмоцию сыграть?» Когда ты выходишь на сцену, тебя, итак, сковывает страх сцены, кажется, что все на тебя смотрят, не знаешь, что делать, а на тебя ещё и орут».

Из личного архива Лилии
Из личного архива Лилии

«В третьем классе у меня начались стычки с ребятами на год старше. Они мне не давали проходу. Один приставил нож к горлу за кулисами, когда мы где-то выступали. Сказал: «Ты меня бесишь».

«Дальше в пятом классе мы перешли в средний блок, вышли из своего одного кабинета. Начались контакты с детьми из других классов. Помню, как одна девочка сдёрнула с меня парик. Чем-то я её раздражала. Новенькие все посмеялись, старенькие меня утащили жалеть. Ну и потом до седьмого класса, когда я начала следить за собой, краситься, так надо мной и издевались по полной программе. Называли лысой. Спрашивали, не плешивая ли я под париком».

«После седьмого класса начались постоянные физические приставания. Я начала формироваться. Выросла грудь. Со стороны мальчиков было очень много сексуального абьюза. По двое-трое парней меня зажимали под лестницей, материли, раздевали. Это всегда были старшеклассники или ребята из параллельных классов. Я не знала, как реагировать».

Это лишь малая доля воспоминаний Лилии Кукушкиной о её детстве и её пути к себе. Самые беззубые отрывки. Полная история в книге «Травля: со взрослыми согласовано». Лилия была одной из сорока человек, истории которых я включила в книгу, когда только начинала своё исследование явления травли. С тех пор прошло 4 года. В конце интервью тогда Лилия сказала:

«Я, как никто, знаю про травлю и уязвимость всё. Знаю, что в худших случаях это может довести до суицида. У каждого свой запас терпения, и для кого-то травля даже может служить мотивацией для роста, но это создаёт эффект отложенной бомбы. Создание успеха не должно строиться на таком болевом опыте. К сожалению, наши дети визуально насмотрены на идеальную внешность с экранов телевизоров и гаджетов, что порождает сильный страх при столкновении с ребёнком, который выглядит по-другому, не так, как они привыкли. И хуже того, что родители чаще всего не могут объяснить, что категорически нельзя делать акцент на внешнем отличии. Иногда даже невинный вопрос «Почему?» может сделать очень больно. Я хочу помогать таким же детям, какой была я, учить их жить без парика. Я хочу снизить уровень травли в школах, повысив осведомлённость детей и родителей. Знания – сила».

Из личного архива Лилии
Из личного архива Лилии

Лилия не просто захотела помогать. Она сделала. Уже третий год Лилия отвечает за внешние и внутренние коммуникации в «Сбере» по Инклюзии. Под её чутким руководством выпущено множество роликов с участием людей с инвалидностью. Запущены открытые курсы по пониманию социальной модели инвалидности, например курс «Сбер для всех». А ещё она организует мероприятия для родителей детей с алопецией, выступает спикером на образовательных и медицинских форумах. Не могу не сказать о главном достижении Лилии, у неё прекрасная семья, а недавно родилась вторая дочка.

Недавно Лилия сделала проект «Непохожий урок». Это онлайн-урок, состоящий из 5 коротких видео и заданий для детей. Вы можете смотреть видео вместе с детьми, а можете просто взять за основу то, что говорят Лилия со своим юным помощником, задания и провести свой урок.

Проект уже выиграл несколько конкурсов и финансирование на дальнейшее развитие. Так, разработан опрос по школьному климату для начальной школы. Он поможет родителям задать правильные вопросы об обстановке в школе, понять, насколько ребёнку комфортно, нет ли конфликтных ситуаций с одноклассниками или учителем. После опроса высылаются рекомендации с подборкой лучших практик противодействия травле. Опрос можно найти по ссылке. Планируется сделать такой же опрос для подростков, он будет больше заточен на выявление деструктивного поведения.

В планах Лилии урок по безопасности в телефоне и по личным границам. Уже снимается урок по агрессии для начальной школы, о том, как её распознать и как реагировать.

Из личного архива Лилии
Из личного архива Лилии

Вот так Лилия комментирует проект «Непохожий урок»:

«Я бы хотела, чтобы у детей, прошедших этот урок, при виде ребёнка с отличающейся внешностью, появилось искреннее желание узнать его, попробовать подружиться, а не травить или избегать. Мы даём возможность прожить эту ситуацию наперёд, выбрать друга по внешности, а потом показываем, что можно по-другому.

Мы рисовали наших героев с реальных детей с внешними отличиями. Для нас было важно показать детям, что мы можем внешне отличаться, но у нас может быть много общего. И это нормально - быть таким какой ты есть, ты такой не один.

Урок помогает каждому посмотреть на себя глубже и не выискивать в себе внешние недостатки, ведь мы показываем ребёнку, что он гораздо больше, чем его внешность. Чем старше ребёнок становится, тем больше на него наслаивается ожиданий от своего тела, лица, одежды. Эти ожидания он переносит на других людей, и начинается тотальное непринятие себя и остальных. Честный разговор про принятие разной внешности — это первый шаг на пути к здоровым отношениям с другими и с собой!»

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.