Найти тему
@uspeh_rebenka

Что делать, если ребенок общается с неизвестными в чатах и личке. Кибербуллинг. План действий для родителей

Инфокоммуникационных контекст и цифровизация вносят серьезные изменения в процесс развития и формирования нового поколения. Что делать с этими тенденциями? Как оградить своего ребенка от деструктивного влияния? Как изменился процесс коммуникации и общения? Что делать, если сын или дочь подвергается кибертравле. Обо всем в блоке статей "Трансформация дворовых компаний".

Существуют научные исследования, которые подтверждают, что с появлением интернета произошли значительные изменения в системе отношений подростков с окружающей действительностью.

Раньше дети находили «своих» в дворовой компании, в которой общались все детство, пока не повзрослеют и не разъедутся из родительского дома. Вспомните, скорее всего у вас именно так и было – близкие по духу друзья и подруги, с которыми и в огонь, и в воду. У кого-то было определенное место встречи, свой штаб, первый опыт взрослого поведения и обсуждение впечатлений с каждого события. При этом отношения были длительные, надежные, эмоционально глубокие.

В нашем веке в этот процесс с самого раннего возраста вмешиваются технологии. Активное использование мобильных телефонов привело к так называемой виртуализации общения. То есть компания лучших друзей, которая была у каждого из нас, теперь просто переместилась в интернет. И теперь она собирается и общается не в определенном условном месте, а в закрытой группе и чате сетевой игры. Другими словами, штаб теперь находится в мессенджере. Родителям очень важно вовремя признать эти различия, сместиться с настроений протеста и отвержения очевидного. Именно там дети развивают так необходимые навыки обращения с собой и с другими. И как-то препятствовать этому процессу – мешать течению социальной адаптации. Мы удивляемся, почему они всегда в телефонах? А потому что там дети находятся в режиме постоянного общения со своими реальными друзьями.

Важное отличие: это не широкий круг, не сообщество по интересам с тысячами участников, а именно несколько, даже один лучший друг. Таким образом дети получают необходимый им опыт конструирования отношений, – живых, наполненных реальными эмоциями, с людьми, которые растут и развиваются рядом, а семьи, возможно, знают друг друга.

В этом конкретном случае зависание в сети не носит патологический характер. Старайтесь сами выстраивать отношения с друзьями своих детей, потому что именно им рассказывают то, что не спешат озвучивать родителям.

Но рано или поздно каждый ныряет в виртуальное болото и начинает там активно действовать уже сам.

Подростки играют в онлайн-игры. И, если раньше общение ограничивалось своей компанией, где дети получали максимальный опыт коммуникации, то сейчас же все взаимодействия в интернете более поверхностные, например, в чате сетевой игры. Как бы мы не пытались помочь своему сыну или дочери дружить, более тесно общаться, всё-таки общая тенденция времени – стремление к максимальному расширению числа контактов с легкодоступными в сети такими же любителями (например, конкретной игры). Часто у ребенка даже нет «дворовой компании» в чате, все многочисленные «друзья» вроде есть, а поделиться, близко пообщаться не с кем. То есть глубокая дружба постепенно заменяется на поверхностные, непродолжительные, свободные, легкие контакты.

Неумение строить отношения – это проблема всего поколения, потому что с детства такой опыт у многих просто в дефиците. Принимайте активное участие, чтобы сын или дочь максимально наращивали навыки общения в реальном мире.

Еще одна договоренность, которую можно использовать со своим геймером, можно сказать, это главное правило:

Играть желательно с друзьями, не одному. Если ребенок часами «рубится» в одиночестве, это не дело.

В норме: все твои друзья сделали домашнюю работу, разобрались с делами и в свободное время собрались, созвонились в общем чате и побежали все вместе поиграть.

А что, если постепенно контакт с реальностью теряется, появляется все больше и больше неизвестных онлайн-френдов?

Важно помогать своему ребенку заводить реальных друзей, не распихивать всех, кто по вашему мнению не очень подходит для общения. И объединить это общение с цифровой средой, чтобы оно оставалось гармоничным.

То есть сформировать своеобразную «дворовую компанию» из детей, которых вы знаете лично.

А чаты и игры являются просто дополнением к этому общению.

Переход детского общения в цифровое пространство, естественно, не должен оставаться без внимания взрослых. Ощущение полной свободы, бесконтрольности и относительной анонимности часто способствует деградации моральных принципов. С одной стороны, в какой-то мере семье нужно помочь сформировать круг общения из тех, с кем ребенок учится, общается, занимается вместе в кружках и секциях, чтобы интересы выходили за рамки желания поиграть и разговоров только на эту тему. С другой – стараться сохранять присутствие, быть в курсе жизни этой компании.

Очень частое явление среди подростков – повысить самооценку, унизив, оскорбив или обидев другого. Кибербуллинг, так же как и игровая, и интернет-зависимость – проблема современности. Причем она в разы серьезней, чем обычная травля, которая была раньше. Психическая система ребенка находится под негативным влиянием группы 24/7. Ребенок может засыпать и просыпаться под радиоактивным дождем унижающих его сообщений.

Решение для потенциальных жертв – учиться постоять за себя. Главный момент заключается в умении видеть свои границы. «Со мной так не надо», – иногда этой фразы достаточно, чтобы закончить травлю и остудить пыл зачинщика.

Скажите своему ребенку, чтобы всегда делал скрины и отправлял их вам, если чувствует, что его границы нарушены. Тогда вы сразу подключаетесь, а вся компания видит, что рядом присутствует сила, которая не позволит обижать или насмехаться над сыном или дочерью никому. Чаще всего этого бывает достаточно.

Очень важно в подобных ситуациях сохранять эмоциональную стабильность, не превращаться в невротика, который не способен спокойно обозначить другим границы дозволенного поведения в отношении вашего ребенка. Никогда не переходить к угрозам, обвинениям, оставаться в правовом поле.

Большинство родителей обычно беспокоятся о том, чтобы их чадо не оказалось в роли жертвы. Как правило, мы сосредотачиваемся именно на этом. И обычно совсем не задумываемся, чаще всего оказываемся не готовы к тому, что сын или дочь участвуют в травле или являются одним из зачинщиков.

Как правило, родители оказываются в полной растерянности. Мы переживаем крушение собственных идеалов – о себе, как о мудрых и современных родителях, и о своем ребенке, как о добром и милом ребенке. Самая большая ошибка, которая происходит в большинстве подобных событий – отрицание серьезности ситуации в сумме с попытками оправдать «своего».

Все статьи блока "Трансформация дворовых компатий":

В книге "Как оторвать подростка от игры" так же доступны главы:

Материнский плен

О том, как особенности характера значимого взрослого влияют на формирование аддитивных проявлений и их детей.

Разделение власти

О том, как неспособность семьи грамотно сформировать границы образуют те или иные черты личности и формируют установки. О том, как границы помогают взрослеть и совершать более сознательные поступки.

Сила нейтрального времени

О том, почему как мы воспитываем подростка во время игры, почему нас не слышат, а слова улетают в спам. И как разговаривать, чтобы добиваться реальных изменений в поведении.

Платные продукты

О том, как действовать семье, если дети просят задонатить, как предотвращать воровство с банковских карт родителей и все, что касается темы финансов.

Фейковый друг

О том, что делать, если подросток расширяет круг друзей в интернете, особенно, если френды вытесняют реальное общение в физическом мире, об опасностях, которые возникают (когда цифровой друг начинает управлять поведением вашего ребенка, подталкивает к суициду), и о том, как с этим справляться.

Книга "Как оторвать подростка от игры" доступна на сайте ЛитРес. Читайте ознакомительный фрагмент бесплатно.

«Как оторвать подростка от онлайн игры?» – Марина Николаевна Алексеева | ЛитРес