В подросковом возрасте происходит своебразный разворот внимания в сторону сверстников. Дети активно осваивают мир, познают себя, но самое главное – это время активного поиска своего места в существующей системе отношений и определение своей идентичности.
Для примера возьмем цветы в поле. Если раньше все активно росли и созревали, то теперь, каждый превратился в расцветающий бутон, которых на поле очень много, и ты пытаешься сориентироваться – «А какой я?», где тут мне подобные? С кем мне дружить и общаться? То есть, отличительная особенность возраста – усиление ориентации на сверстников и потребность в принадлежности к группе. Дети находят себе подобных и начинают с ними активно взаимодействовать.
Существуют научные исследования, которые подтверждают, что с появлением интернета произошли значительные изменения в системе отношений подростков с окружающей действительностью.
Раньше дети находили «своих» в дворовой компании, в которой общались все детство, пока не повзрослеют и не разъедутся из родительского дома. Вспомните, скорее всего у вас именно так и было. Близкие по духу друзья и подруги, с которыми и в огонь и в воду. У кого-то было определенное место встречи, свой штаб, первый опыт взрослого поведения и обсуждение впечатлений каждого события. При этом отношения были длительные, надежные, эмоционально глубокие.
В нашем веке в этот процесс с самого раннего возраста вмешиваются технологии.
Активное использование мобильных телефонов привело к так называемой виртуализации общения.
То есть компания лучших друзей, которая была у каждого из нас, теперь просто переместилась в интернет. И теперь она собирается и общается не в определенном условном месте, а этот штаб теперь в мессенджере, закрытой группе и чате сетевой игры.
Родителям очень важно вовремя признать эти различия, сместиться с настроений протеста и отвержения очевидного.
Именно там дети развивают так необходимые навыки обращения с собой и с другими. И как-то препятствовать этому процессу – мешать течению социальной адаптации. Мы удивляемся, почему они всегда в телефонах? А потому что там дети находятся в режиме постоянного общения со своими реальными друзьями.
Отсюда вывод – не стоит бороться, тратить свое здоровье, пытаясь свой цветочек переместить на отдельную клумбу, от людей и социальной среды подальше, накрыв при этом прочным зонтиком гиперопеки.
То есть, посмотрите, у сына или дочери в норме должны быть близкие друзья, своя компания, как раньше дворовая, просто сейчас коренным образом изменилась структура эффективных способов выстраивания доверительного общения.
Но суть осталась прежней – дети должны общаться и учиться дружить, чувствовать в этих отношениях себя значимыми. А наша задача максимально включаться и помогать своему ребенку, потому что если этот момент упустить, то на выходе семья получит геймера, у которого в жизни единственная радость – его цифровой герой. А полнота жизни ассоциируется лишь с виртуальным пространством.
Чатиться с лучшими друзьями, с которыми ты давно общаешься и лично знаешь, даже играть вместе в любимую игру в свободное время, делиться новостями и слушать других, все это нормально. Вот она – реализация потребности в группе.
Семье наоборот, стоит поддерживать такое общение, помогать выстраиванию более прочных отношений. Самим лично знать друзей, с которыми ваш тинейджер хорошо общается.
Для цифрового ребенка чат это так же средство связи, чтобы в конечном итоге договориться, где встретиться и выйти наконец на прогулку или какое-то мероприятие. Или пойти после школы в торговый центр, где-то потусоваться.
Важное отличие, это не широкий круг, не сообщество по интересам с тысячами участников, а именно несколько, даже один лучший друг. Таким образом дети получают необходимый им опыт конструирования отношений, живых, наполненных реальными эмоциями, с людьми, которые растут и развиваются рядом, а семьи, возможно знают друг друга.
В этом конкретном случае зависание в сети не носит патологический характер. Старайтесь сами выстраивать отношения с этими детьми. Потому что именно им рассказывают то, что не спешат озвучивать родителям. А в случае какой-то проблемной ситуации лучший друг или подруга будет первым человеком, который узнает, и не побоится обратиться за помощью именно к вам.
То есть к подростковому возрасту у школьника обязательно должна быть выстроена система близких социальных контактов, своеобразная дворовая компания. Это общение происходит в том числе в чатах, но самое важное, с реальными друзьями и/или знакомыми.
Родителям стоит держать на этом процессе внимание, так как толчком к развитию игровой и интернет зависимости являются именно проблемы с социумом. Конечно все индивидуально, но чем меньше у ребенка оффлайн друзей, чем больше погружение в цифровое взаимодействие. А у вашего тинейджера есть ЛД (лучший друг, подруга)?