Папá и Мамá они говорили с ударением на последний слог, на французский манер, так уж было заведено, но, по крайней мере в семье Императора Николая 2 все хорошо говорили и писали на русском языке, раньше, среди знати, это было не очень то и принято, полководец Суворов, например, вообще писал с жесточайшими ошибками, и он откровенно жалел, что в детстве его плохо учили русскому языку.
Но, давайте посмотрим, что же писала Великая княжна Мария своему душке Папá, Императору Николаю 2.
20 сентября 1914 г.
Милому моему душке Папá
Царское Село
Я пишу Тебе внизу у Мамá. Здесь сидят Мария и Дмитрий, которые обедали у нас. Мы были у всенощной и я много за Тебя молилась. Батюшка воспользовался Твоим отсутствием и после всенощной сказал речь. Было за всенощной страшно скучно, что Тебя не было. Крепко тебя целую и спи хорошо и видь хорошие сны.
Любящая Тебя твоя Мария.
Мария и Дмитрий Павловичи были детьми Великого князя Павла Александровича, сына Императора Александра 2. Дмитрия прочили в женихи старшей дочери Императора Николая 2 - Ольге, но сама она к нему была равнодушна.
21 сентября 1914 г.
Милому моему душке Папá
Царское Село
Поздравляю Тебя, мой душка Папá, с победой. Сегодня утром были 4 у обедни с Мамá. Служили наш батюшка и диакон Шавельского. Завтракали одни, потом поехали в поезд с ранеными. Были у Ани и с ней пили чай. Оттуда поехали в Дворцовый Большой лазарет, Мамá, Ольга и Татьяна пошли на перевязки. Аня и я пошли по всем палатам, где лежали солдаты, и почти с каждым говорили.
Мать и старшие сестры Марии работали в госпитале сестрами милосердия, Аня - это Анна Вырубова. Дворцовый Большой лазарет находился в Екатерининском дворце, раньше его называли Большим, по сравнению с Александровским дворцом, например.
Потом Мама, Аня и я поехали домой, так как у Мамá был прием сестер милосердия, которые уезжают на войну. После того мы поехали в маленький лазарет, где лежит Твой стрелок. Там Мамá с сестрами опять перевязывали, и мы с Анастасией пошли к офицерам. Я играла с Поповым в какую-то игру. После перевязки сестры и Мамá тоже играли с офицерами, так что мы вернулись только, только к обеду. Обедали 4 с Мамá. Алексей, слава Богу, ничего. Крепко целую Тебя, мой собственный душка. Любящая Тебя ужас как
Твоя собственная Мария
Великая княжна Мария с детства особенно обожала отца, когда он болел и видеть его было запрещено, она, маленькая, сбегала от нянь, чтобы хотя бы только увидеть его.
22 октября 1914 г.
Отцу в Ставку
Царское Село
Мой душка Папа милый!
Только что получила из полка телеграмму. «В день полкового праздника Казанские Императорского Высочества драгуны, вознося молитвы о драгоценном здравии своего обожаемого Шефа, всепреданнейше повергают свои поздравления и возглашают здравицу «верховному вождю Государю Императору и своему Августейшему Шефу».
Мария была почётным шефом этого полка.
Сейчас пойду пить чай, а потом к обедне. Буду молиться за Тебя и за свой полк в особенности.
Мы уже были у обедни и завтракали. Я получила телеграмму от полковых дам, которые просят, чтобы лазарет, который они открыли, был бы под моим покровительством. Ольга и Татьяна поехали в Петроград. Я и Аня с Мама будем осматривать здесь на ветке Мама поезд-склад.
Кланяйся Николаю Павловичу и Саше. Крепко Тебя целую. Любящая Тебя
Твоя Казанша
Храни Тебя Бог.
Фотографии раскрашены мной. 👍Моя группа ВКонтакте История России в цвете, Телеграм-канал https://t.me/history_incolor