Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Большая печать Ивана Грозного | Иностранные гербы в русской геральдике

Давным-давно, когда горы еще были холмами, а бурные реки маленькими ручейками, на Руси не было геральдики. Вернее она была, но никаких боярских гербов и родовой символики у нас не сложилось вплоть до Нового времени. Все из-за неподходящей системы хозяйствования, острой нехватки рыцарства и отсутствия наследования от отца к сыну.

Лицевая сторона печати, на которой нет ничего для нас интересного, кроме смоленского медведя на печати Великого княжества Тверского.
Лицевая сторона печати, на которой нет ничего для нас интересного, кроме смоленского медведя на печати Великого княжества Тверского.

Но западноевропейские геральдические традиции так или иначе проникали на Русь и становились известными в придворных кругах Киева, Владимира и Москвы. Все же вместе с иностранными послами на Русь приезжали монеты, печати и гербовые оттиски. А потому когда пришло время придумывать свои собственные титульные гербы, великие князья активно использовали иностранный опыт.

Три прибалтийские печати: Фюрстенберг, Венден (ошибочно названный Ревелем) и Рига
Три прибалтийские печати: Фюрстенберг, Венден (ошибочно названный Ревелем) и Рига

Первым памятником русской титульной геральдики является Большая печать Ивана Грозного, которая была сделана в конце 1570-х годов. На этой здоровенной печати помимо государственных эмблем были также 24 титульные эмблемы, отражающие части титула русского царя.

Сама печать появилась не просто так. Ливонская война никуда не делась и чтобы закрепить новые приращения к России, а также претензии Ивана IV на пока еще недоступные территории, было решено добавить красивостей к царскому титулу и его визуализации. Причем, идея намутить круглую печать тоже взялась не из пустоты. Расположение титульных эмблем по кругу восходит к печатям западноевропейских государей и, прежде всего, польских королей.

Из 24 титульных эмблем Большой печати пять имеют зарубежное происхождение. Три штуки относятся к Ливонии и её традиции, еще две - к геральдике Великого княжества Литовского.

Шиллинг Вильгельма Бранденбургского, последнего архиепископа Риги (1539-1565)
Шиллинг Вильгельма Бранденбургского, последнего архиепископа Риги (1539-1565)

1. "Печать арфибископа Рижскаго". Перекрещенные крест и посох с лилиями - знаком соборного капитула. Данное изображение было взято с оборотной стороны шиллингов последнего Рижского архиепископа Вильгельма Бранденбургского из династии Гогенцоллернов. Ригу в ходе Ливонской войны русские войска так и не взяли, но претендовать на неё царю никто не мешал.

2. "Печать магистра Лифлянския земли". Шлем, щит и красоты. Это ничто иное, как печать с гербом предпоследнего ландмейстера Тевтонского ордена в Ливонии Вильгельма фон Фюрстенберга, который в августе 1560 г. попал в русский плен. Со своим противником Иван IV поступил по-божески - оставил в России до конца его дней, выдав в кормление удельный городок.

3. "Печать города Кеси". Воин с мечом. Зеркальное изображение печати города Вендена (он же Цесис или Кеси), взятого русскими полками 6 сентября 1577 г. Сам город под властью Ивана IV оставался чуть больше года, однако претензия осталась. [Важный момент! На оригинале Большой печати была ошибка в легенде и там значилось, что это печать города Ревеля, а не Кеси. На прикрепленной картинке с общим планом надпись исправлена]

Герб рода Фюрстенбергов для сравнения
Герб рода Фюрстенбергов для сравнения

4. "Печать Великого княжества Смоленского". Идущий медведь. Традиционная для литовской геральдики символика Смоленска, которая, однако, на Большой печати перепуталась с Тверью. Историк Е.В. Пчелов объясняет это зеркальным соотношением матрицы и оттиска печати, из-за чего легенда "Печать Великого княжества Тверского" оказалась рядом со смоленским медведем. И наоборот. При Алексее Михайловиче эту ошибку исправили, но литовский образец к тому времени уже выпал из обращения.

Герб города Цесис (Венден), появившийся еще на печатях XIV века
Герб города Цесис (Венден), появившийся еще на печатях XIV века

5. "Печать Полотцкая". Столбы (колюмны) Гедимина. Взятию Полоцка в 1563 году придавалось очень большое значение и не зря. Это была самая крупная победа периода русско-литовской войны и на момент начала 1560-х годов ситуация на фронтах выглядела довольно радужно. Самое забавное, что колюмны с печати были символом не самого Полоцка, но династии Гедиминовичей - их родовым знаком. То есть вместе с присоединением города к России, произошло заимствование и смыслового содержания символов бывшей правящей династии Литвы.

"Колюмны Гедиминовичей" во всей красе
"Колюмны Гедиминовичей" во всей красе

В итоге пятая часть из 24 гербов Большой печати несла семена западной традиции. Эти пять печатей опирались на иностранный опыт сфрагистики и нумизматики и вплоть до 1672 г. оставались единственными примерами геральдических заимствований из Европы. К тому же необходимость в воспроизведении этих печатей отпала сама собой. Ливония и Полоцк были потеряны, а Смоленск, который Россия вернула себе в 1654 году, заимел новый герб. Красивый. С пушкой и гамаюном. И никакой европейской символики.

Бои за Историю

Илья Агафонов