Найти тему

Все про нормы выдачи СИЗ: порядок обеспечения работников, оформления документов

Оглавление

В этой статье мы поговорим о том, каких работников необходимо обеспечить средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), чья это обязанность, как разработать нормы выдачи СИЗ, какие есть нюансы при разработке.

Порядок обеспечения СИЗ и нормы выдачи средств индивидуальной защиты
Порядок обеспечения СИЗ и нормы выдачи средств индивидуальной защиты

Разработка норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и затем их работникам, очень муторное и требующее щепетильного отношения мероприятие в области охраны труда.

Ведь от того, как тщательно разработаете нормы, так дальше и пойдет снабжение работника СИЗами и применение их персоналом. Зачастую бывает, что средства защиты, которые предлагает работодатель, работник отказывается носить, так как они неправильно подобраны.

Начнем сначала.

Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Статьи 214 и 221 ТК РФ обязывают работодателя приобретать и выдавать за счет собственных средств специальную одежду, специальную обувь и других средства индивидуальной защиты, также п. 3 Правил приказа Минтруда № 766н обязывает делать тоже самое.

Поэтому, обеспечение СИЗ – обязанность работодателя, не работника!

Стоит сделать отступление и сказать о том, что с 01 сентября 2023 года вступил в силу приказ Минтруда № 766н и отменил приказ Минздравсоцразвития №290н.

Но по применению норм есть пока поблажка и можно пользоваться Типовыми отраслевыми нормами (ТОН), но вот с 1 января 2025 необходимо переходить на Единые типовые нормы (ЕТН) всем.

То есть, по правилам обеспечения СИЗ и дерматологическими средствами (ДСИЗ) пользуемся приказом Минтруда № 766н, а нормы для выдачи пока можно применять отраслевые.

Но, не забудьте, что нужно подготовить локальный акт, в котором укажете решение о применении в период с 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года Типовых отраслевых норм (последний абзац п. 4 Правил).

Если предприятие сразу переходит на ЕТН, то данный документ не обязателен, но имеет место быть решение о переходе на Единые типовые нормы, так как п. 4 Правил указано, что решение о применении в период с 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года Единых типовых норм или типовых норм принимается работодателем.

Итак, продолжим и определим для начала какие категории работников обеспечиваем средствами индивидуальной защиты.

В пункте п.4 Правил сказано, что работодатель обязан обеспечить бесплатную выдачу СИЗ работникам для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов (ВОПФ) производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

И также есть пояснение, что обеспечение должно осуществляться в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР).

Если с классами условий труда по результатам СОУТ 3.1 и выше все понятно, то например, у некоторых должностей по СОУТ класс условий труда 2 (допустимые условия труда). Означает ли это, что СИЗ работнику не полагается?

Совсем нет. Разберем такой пример. Водитель автомобиля или автобуса. В обязанности работника этой профессии входит не только управление автотранспортным средством, но и его заправка, снятие/установка колеса на линии или в гараже, и, зачастую бывает так, что водитель занимается еще и ремонтом автотранспортного средства.

>>> Если вам потребуется профессиональная помощь по охране труда любой сложности, обращайтесь.

Как видим, загрязнения при таком функционале все-таки присутствуют. И СИЗ тоже выдать придется, так как имеются загрязнения в процессе выполнения работ. И ведь не сказано, в каких количествах ВОПФ должны воздействовать, чтобы выдать СИЗ. Присутствуют – выдаем необходимые средства защиты.

И получается, что обеспечить нужно практически всех, даже специалистов, которые могут выполнять работы за пределами теплого кабинета (предпоследний абзац п. 18 Правил).

Немного остановлюсь про лиц, с которыми заключен договор ГПХ. С ними заключен гражданско-правовой договор, не действует трудовое законодательство и другие нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ), поэтому и выдача СИЗ к ним также не относится. Средства защиты лицо, выполняющее работы по договору ГПХ должно приобретать самостоятельно.

Единственным исключением могут составлять такие случаи, когда стороны обговаривают обязанность заказчика обеспечить СИЗ подрядчика одним из пунктов договора.

Но потом необходимо эту сумму вычесть из вознаграждения, потому как, если, выданы СИЗ заказчиком и не удержана за них оплата, то, например, договор ГПХ могут посчитать трудовым, соответственно уплата дополнительных налогов и взносов, штрафы и так далее (п.53 Правил).

И сразу стоит разобрать вот такой пример, можно ли не выдавать работнику средства индивидуальной защиты на время испытательного срока?

Указанные правила в полной мере распространяются на работников, которые находятся на испытательном сроке. В период испытания новичок имеет те же права, которые гарантированы и другим работникам организации (ч. 3 ст. 70 ТК РФ).

Далее немного информации про документы, поставляемые с СИЗ. Это – декларация соответствия или сертификат соответствия.

П. 7 Правил приказа Минтруда № 766н обязывает работодателя проверять используемые специальные средства на наличие этих обязательных документов, подтверждающих качество и защитные свойства продукции.

Причем проверять наличие сертификата или декларации нужно при поставке каждой партии и на каждый товар, без разницы, что это: спецобувь, перчатки, респираторы или очки. Сертификат соответствия на фурнитуру и материалы, из которых произведены СИЗ, не нужен.

Обязательно нужно проверить срок действия сертификата и если он истек, средства индивидуальной защиты принимать от поставщика не нужно.

Далее про штрафы. За необеспечение средствами индивидуальной защиты возможна административная ответственность по с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 руб.;
  • на предпринимателей – от 2 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.

Как разработать нормы выдачи СИЗ

Вроде и нормы разработаны и СИЗ выдается, а все равно штраф. За что? Почему? Давайте разбираться.

То, что работодатель потратил на закупку средств защиты для работников предприятия миллион рублей, инспектора ГИТ это, конечно, обрадует, но и штраф тоже выпишет, глазом не моргнет.

А причина заключается в неправильном составлении документов, которые требуются по приказу Минтруда № 766н, к примеру, норм выдачи средств индивидуальной защиты для своих работников.

Разберем алгоритм составления нормы выдачи СИЗ, чтобы без ошибок выполнить свою работу. А также основные распространенные вопросы, с которыми можно столкнуться на практике и на которые сложно найти ответ в нормативно-правовых актах.

Нормы выдачи для организации представляют собой таблицу, это самый удобный вариант оформления, все четко и наглядно, удобно пользоваться, которая представлена в Приложении № 1 к Правилам приказа Минтруда № 766н. Форма рекомендуемая, то есть, можете добавить свою информацию, убирать не рекомендую.

Образец оформления норм бесплатной выдачи СИЗ
Образец оформления норм бесплатной выдачи СИЗ

Далее сделайте запрос в отдел кадров по поводу штатной расстановки, чтобы ваш документ совпадал с наименованием должностей по штатке. Этот момент тоже немаловажен.

Из штатного расписания нужно выбрать должности, которым положена выдача СИЗ и к ним относятся те:

  • у кого есть воздействие вредных или опасных производственных факторов;
  • кто работает в особых температурных условиях;
  • должности, у которых в работе возможно загрязнение.

Включаем в таблицу все наименования профессий, подлежащие обеспечению средствами защиты.

Далее согласно ЕТН выбираем по наименованию профессий из Приложения № 1 приказа Минтруда № 767н необходимые СИЗ.

Будем разбирать на примере сантехника формирование норм выдачи СИЗ, который работает в больничном комплексе и занимается ремонтом системы водоснабжения, водоотведения и отопления, не выполняет работ в замкнутых пространствах и в колодцы не опускается. По результатам СОУТ класс условий труда 2, оценка профессиональных рисков проведена.

Первым этапом является использование Приложения №1, где мы видим, что сантехник должен быть обеспечен следующим базовым комплектом средств защиты:

Подбор средств индивидуальной защиты
Подбор средств индивидуальной защиты

То есть, то, что прописано в ЕТН напротив профессии целиком переносите в свои нормы.

Из приложения №1 приказа Минтруда № 766н позиции исключать запрещено, так как эти СИЗ являются минимальным базовым комплектом обязательным к выдаче. Как бы ни парадоксально выглядели нормы для должности в ваших условиях (п. 20 Правил).

Но и это еще не все, далее открываем Приложение № 2 ЕТН.

И вот здесь предусмотрена выдача дополнительных СИЗ с учетом результатов СОУТ и ОПР.

Например, если мы рассматриваем должность сантехника, то при рассмотрении результатов оценки профессиональных рисков на рабочих местах мы видим, что с ним может произойти опасное событие – поражение глаз стружкой, осколками, летящими фрагментами мусора или строительной пыли, и мера по управлению риском – это использование средств защиты глаз и лица. Что относится к механическим опасностям.

В Приложении №1 приказа Минтруда № 767н к профессии сантехника обязательна выдача очков защитных от механических воздействий, в том числе с покрытием от запотевания, то есть данные СИЗ уже учтены и дополнительной выдачи не требуется, только если работодатель выявляет на это свое желание.

И так по всем выявленным рискам.

>>> Если вам потребуется профессиональная помощь по охране труда любой сложности, обращайтесь.

Если работник работает работы на высоте, а в Приложении №1 этих средств защиты не учтено, то как раз и возвращаемся к Приложению № 2 и при наличии опасного события – падение с высоты, ему бы полагалось использование страховочной привязи.

Для защиты от пониженных температур работник должен быть обеспечен костюмом утепленным, что также есть в Приложении №2. Выбирать спецодежду для работы в зимнее время необходимо, исходя из вашего климатического пояса. Допустим, Ростовская область – это первый климатический пояс, Оренбург – третий, ХМАО – четвертый климатический особый пояс.

Не нужно путать средства защиты головы (головной убор для защиты от общих производственных загрязнений) и средства индивидуальной защиты головы от механических воздействий (каска защитная). В первом случае это подшлемник или шапка, во втором – защитная каска.

Предположим, что анализ оценки профессионального риска для работника закончен и мы, проверив все опасные события, выбрали все необходимые СИЗ.

Есть в дополнение к вышесказанному п. 18 Правил. Который вкратце сводится к тому, что если работодатель реализовал мероприятия по исключению риска или снизил риски на том или ином рабочем месте, то СИЗ при воздействии этих опасностей можно не выдавать. Подтверждение должно быть в результатах СОУТ и (или) ОПР.

То есть, например, в цехе шум составляет 100 дБ, но работодатель установил шумопоглощающие установки, тем самым снизив его до нормативных показателей. Опасный фактор есть, должна быть выдача СИЗ, но работодатель реализовал мероприятия по снижению риска.

Следующий этап при формировании норм выдачи СИЗ – анализ результатов специальной оценки условий труда.

Если ориентироваться на СОУТ, но нужно в карте посмотреть строку 030 и там найти ОВПФ по которым необходимо применить СИЗ. А в строке 050 даются рекомендации, которые необходимо использовать для подбора необходимых СИЗ для сотрудника, если таковые указаны.

Данные о конструкции, классе защиты, категории эффективности и/или эксплуатационных уровнях СИЗ

Примерную таблицу норм выдачи СИЗ мы составили, все вроде понятно и просто, но есть одно НО.

В столбце «наименование СИЗ» необходимо указывать не только непосредственно само наименование СИЗ, а с указанием конкретных данных о конструкции, классе защиты, категориях эффективности и/или эксплуатационных уровнях.

То есть, это та конкретика, которая необходима отделу закупок на стадии приобретения средств защиты, то есть, чтобы купили то, что конкретно нужно. Ни шага вправо, ни шага влево.

И даже если самый бюджетный вариант СИЗ будет приобретен, то с теми характеристиками, которые указал специалист по охране труда в нормах выдачи СИЗ и утвердил руководитель организации после согласования с профсоюзом.

Как быть, если нужной профессии нет в Приложении № 1 приказа Минтруда № 767н

Если нет в ЕТН нужной профессии, а таковые встречаются. Например, мерчендайзер, библиотекарь, инженер-электроник, заведующий хозяйством и т.д.

В этом случае законодатель разрешил подбирать профессии схожие с той, на которую нужно разработать нормы, а также пользоваться результатами СОУТ и ОПР.

Мы даже можем, минуя Приложение № 1 приказа Минтруда № 767н, если не подходит ни одна профессия, сразу рассматривать результаты ОПР, СОУТ и перейти к подбору СИЗ по Приложению №2 данного приказа.

Как правильно вести личные карточки учета выдачи СИЗ

Чтобы организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки, должным образом нужно вести и регистрировать СИЗ в карточке учета. Это не прихоть, это обязанность работодателя и удобство для ведения контроля и учета выданных работнику средств индивидуальной защиты.

Да, много таких случаев, когда нормы разработали, а на карточки попросту говоря «забили» или ведут «через пень-колоду».

Личные карточки учета выдачи СИЗ – это документ, который при проведении проверки надзорные органы запрашивают в первую очередь, а отсутствие правильно оформленной документации вполне могут приравнять к невыдаче СИЗ.

Причин, чтобы вести карточки немало, вот некоторые из них:

  1. В личной карточке указан пункт приказа Минтруда № 767н, на основании которого сотрудник обеспечивается СИЗ и подтверждает, что работодатель выполнил обязательства по обеспечению работников средствами защиты.
  2. Контроль выдачи СИЗ и их оборот.
  3. Позволяет контролировать сроки использования средств защиты и своевременно проводить их замену.
  4. Позволяет при проверке доказать реальную выдачу СИЗ работнику.

Ведение карточек осуществляется по-разному, как решит работодатель. Для этого может быть задействован складской работник или руководитель структурного подразделения и даже сам работодатель при отсутствии лиц, кто это может делать.

Но, никогда этим не занимается специалист по охране труда! Он только контролирует ведение, правильность заполнения, корректирует нарушения.

Также с 01.09.2023 года личные карточки можно вести как в электронном, так и в бумажном виде. Если у вас в организации введен электронный документооборот, следует утвердить порядок выдачи СИЗ, обеспечить возможность проверки выдачи средств защиты работнику в первичных документах материального учета.

То есть, кладовщик может вести личную карточку работника в электронном виде, а в графе “Подпись получившего СИЗ” указывать номер ведомости учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, где стоит живая подпись работника. Данный подход допустим на основании п.26 Правил.

Если в организации было принято решение перейти с 01.09.2023 года на ЕТН (использовать для установления норм бесплатной выдачи СИЗ приказ Минтруда № 767н), в этом случае личные карточки необходимо заменить, так как на лицевой стороне должны отображаться новые нормы СИЗ и пункты приказа Минтруда № 767н.

И в заключении предлагаю сразу обозначить локальные акты организации, которые разрабатываются в рамках обеспечения средствами индивидуальной защиты:

  1. Положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.
  2. Нормы бесплатной выдачи.
  3. Личная карточка учета выдачи средств защиты.
  4. Перечень СИЗ, подлежащих испытаниям и (или) проверке.
  5. Перечень СИЗ, которые остаются у работников в нерабочее время, с указанием профессий (должностей) работников.
  6. Решение работодателя о применении в период с 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года типовых норм выдачи СИЗ.
  7. Решение и порядок перевода ранее эксплуатировавшихся СИЗ в дежурные СИЗ.
  8. Приказ о назначении ответственных за разработку Порядка обеспечения работников СИЗ.
  9. Перечень должностных лиц, ответственных за выдачу дежурных СИ.
  10. Документ, устанавливающий списание СИЗ и (или) перевод их в дежурные.

А также могут быть разработаны дополнительные ЛНА в каждой организации в зависимости от потребностей и структуры.

Для того, чтобы работник безопасно трудился во благо работодателя необходимо обеспечить его рабочее место и его самого той самой защитой, которая позволит не только оградить сотрудника от вредных производственных процессов, но и обеспечить комфортные условия труда работников.

Кроме того, соблюдение простых правил гарантирует правильное и рациональное использование бюджета предприятия, исключая перерасходы и убытки за счет отсутствия травм на производстве и штрафов.

Если вам понравился материал – поставьте лайк, если что-то непонятно – пишите в комментариях, будем разбираться вместе.

Безопасной вам работы!

С уважением, практикующий эксперт по охране труда, Воронцова Екатерина