Найти тему
Dr.Gromenko

Миома: Прижечь нельзя отрезать

Оглавление

В чем суть исследования?

На базе 2 больниц 3 уровня в Бостоне провели ретроспективное исследование – проследили за дальнейшей «судьбой» 346 пациенток, которым в период с 2006 по 2016 гг. проводили ЭМА/MRgFUS.

В общей сложности 106 пациенток подверглись последующему хирургическому лечению фибромиомы. Из 346 пациенток, за которыми велось наблюдение, у 4 (1,2%) после интервенционного лечения фибромиомы была диагностирована лейомиосаркома. Выявлено еще 2 случая аденокарциномы эндометрия и 1 случай интраэпителиальной неоплазии эндометрия/предрак (всего 1,73% от всей когорты)

И что это означает?

Интраоперационный риск обнаружения лейомиосакромы (ЛМС) по данным литературы составляет 0,13%. Что касается риска диагностики злокачественных новобразований после ЭМА и MRgFUS – частота встречаемости варьирует от 0,012% до 0,7%. Результаты, продемонстрированные в данной статье ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫШЕ, чем ожидалось, что может быть связано с недооценкой истинной степени распространенности этой проблемы.

Откуда рак после лечения ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ образований?

В 2 случаях ЛМС был диагностирован через <6 месяцев после манипуляций, и можно предположить, что это были ранее существовавшие поражения. Данные МРТ до проведения ЭМА не давали возможности заподозрить онкологию, то есть методы визуализации в данном случае оказались неэффективными. Также авторы сетуют, что при невозможности гистологического исследования, биопсия эндометрия также не была произведена (возможно, это могло повлиять на прогноз)

Что касается оставшихся случаев – скорее всего речь о возникновении заболевания de novo после процедуры.

Уже пора бить в набат и паниковать?

Это вряд ли. Значительным ограничением данного исследованием является то, что отбор производился из пациентов 2 стационаров 3 уровня - то есть речь об отборе заведомо более сложных случаев и возможном искусственным увеличением заболеваемости. Несмотря на то, что требуется больше исследований в этой сфере для того, чтобы сказать что-то с определенностью – в статье представлена достаточно большая выборка и срок наблюдения, что не дает возможности "отмахнуться" и забыть о ней.

Какие выводы для себя извлекаем?

1) Для врачей

Даже при всех существующих ныне возможностях визуализации патологического образования, экспериментальных методик (исследование ЛДГ при подозрении на ЛМС) никогда не стоит забывать об онконастороженности в случаях, когда мы не можем опровергнуть подозрение гистологически. Также у пациенток, уже перенесших процедуру ЭМА/MRgFUS, после лечения признаки визуализации, указывающие на отсутствие уменьшения объема и/или сохраняющееся раннее усиление на МРТ, должны вызывать опасения по поводу более тревожного поражения и побуждать к рассмотрению вопроса об окончательной терапии.

*Американская коллегия акушеров-гинекологов рекомендует проводить забор образцов ткани эндометрия у пациенток с аномальными маточными кровотечениями в возрасте >45 лет, а также у более молодых пациенток с факторами риска.

2) Для пациентов

Следите за свои здоровьем, не пренебрегайте периодическими профилактическими медосмотрами, посещением гинеколога, сдачей мазков - все это направлено на ранее выявление проблемы и сохранении качества и продолжительности Вашей жизни.

*Если при операции риски ниже, может быть и не нужны нам ЭМА и MRgFUS?

К примеру, в исследовании Wright et al., посвященном миомэктомии, было отмечено, что общая частота патологических отклонений на момент проведения процедуры составила 0,67%, а распространенность любого рака матки - 0,19%. Цифры значительно лучше, согласитесь?

Однако ЭМА и MRgFUS все равно всегда будут иметь свою «нишу» пациентов - некоторым пациенткам может быть противопоказано хирургическое вмешательство (ввиду сопутствующих заболеваний).

+ это органосохраняющая операция, что может быть ОЧЕНЬ важно для будущих репродуктивных планов пациентки.

+ важно понимать, что в отличие от оперативных методов, когда по результатам гистологии можно точно сказать "рак был уже на момент операции или нет" - при интервенционных методах лечения мы лишены такой возможности и можем лишь догадываться по отдаленным последствиям когда же возникло новообразование. Без точных доказательств "наговаривать" на данные методы лечения - преждевременно.

Ликбез по миоме матки.

Миома матки - наиболее распространенная доброкачественная опухоль женской репродуктивной системы. Частота заболевания среди женщин репродуктивного возраста достигает 70%.

Существует множество классификаций данного заболевания, самая частая на практике - в зависимости от расположения

Самые частые симптомы заболевания (тоже зависят от локализации процесса): аномальные маточные кровотечения, боли внизу живота различного характера и интенсивности, болезненные и обильные менструации.

Нередко женщина может «прожить всю жизнь» с миомой и она не будет ее особо заботить (но не забываем о периодическом наблюдении – хоть образование и доброкачественное, 100% безопасным оно от этого не становится).

Решение о предпочтительном методе лечения заболевания обсуждется сугубо с лечащим врачом пациентки в зависимости от ее клинического случая, дальнейших репродуктивных планов и т.д.

Показаниями для оперативного вмешательства являются:

1) АМК, приводящие к анемии; 2) хроническая тазовая боль, снижающая качество жизни; 3) симптомы сдавления смежных органов (прямая кишка, мочевой пузырь, мочеточники); 4) большой размер опухоли (более 12 недель беременности); 5) быстрый рост опухоли (увеличение матки более чем на 4 недели беременности в течение 1 года); 6) рост опухоли в постменопаузе; 7) подслизистое расположение узла миомы; 8) межсвязочное и низкое (шеечное и перешеечное) расположение узлов миомы; 9) нарушение репродуктивной функции (невынашивание беременности, бесплодие при отсутствии других причин); 10) признаки нарушения кровообращения в узлах миомы матки (некроз, отек, гиалиноз).