Найти тему

Почему на псковских иконах вместо чисто голубого цвета всегда зеленоватый?

В Русском музее в Петербурге, когда я туда ходил, рядом висели две иконы "Сошествие во ад" (как там сейчас, не знаю), одна новгородской школы, а другая псковской. Обе доски конца XIV века. Это соседство давало наглядный пример отличия обеих школ иконописи. Ниже вы можете видеть эти иконы, пролистайте галерею.

В данном случае неважен сюжет, а важна колористика. Бросается в глаза то, что новгородская икона исполнена в более светлых тонах, она буквально светится, золотится. Голубой цвет здесь яркий, прозрачный, он создает ощущение воздушности.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события и еще Это просто поэзия

Псковская же икона исполнена в очень интенсивных цветах красного, золотистого и зеленого. Здесь всё очень плотно, насыщенно, нет той воздушности, которая присуща новгородской иконе. Обращает на себя внимание полное отсутствие голубого цвета. То, что на иконах других школ обычно изображается в цветах лазури, здесь выполнено зеленоватой краской, близкой к травяному колору. И это не случайный, не единичный случай. Знакомясь со псковскими иконами, легко заметить, что зеленое вместо голубого — распространенное явление. Это одна из отличительных черт псковской иконописной школы.

Свои особенные характеристики псковская иконопись начала обретать в XII веке, до того она повторяла новгородскую.

"Святая Троица" (Гостеприимство Авраама), псковская икона конца XV - начала XVI вв.
"Святая Троица" (Гостеприимство Авраама), псковская икона конца XV - начала XVI вв.

Не буду останавливаться на всех особенностях, скажу только про цвета, где очевидно преобладание сочного, насыщенного красно-коричневого и темно-зеленого цветов. Почему так получилось? Был ли это сознательный выбор псковских иконописцев, или иные какие-то причины? Ответ простой: выбор колористических особенностей диктовался доступностью красок. А краски тогда были исключительно минеральными, их добывали из земли. Какой получится краска, зависело во многом от кристалличности исходного сырья. Пигменты делились на кристаллические (киноварь, гематит, лазурит, азурит) и землистые (охры, лимонит, глауконит).

Полученный из минерала порошок разводили в яичном желтке, куда капали кипяченую воду с уксусом. Такая краска называется "темпера". Так вот, во псковской почве были залежи зеленой глины, в состав которой входили разные элементы, включая оксид железа и медь — готовый минерал для краски. И лазурит, из которого обычно добывали голубую краску, в псковской земле имел зеленоватый оттенок.

Читайте еще на моем канале:

"Охотники за искусством": как советские коллекционеры спасали "декадентское" искусство

Музей эмоций: интересная попытка поиграть чувствами людей