Найти тему

"Охотники за искусством": как советские коллекционеры спасали "декадентское" искусство

Частное коллекционирование в советские времена было занятием странным. С одной стороны, оно не запрещалось, но с другой - накопление в руках отдельного гражданина несметных сокровищ не приветствовалось. Как такового, официального рынка искусства в СССР не было, и коллекционеры покупали и продавали произведения в частном порядке. Вообще круг серьезных коллекционеров был узок, весьма узок. Все знали друг друга.

Другим вопросом было содержание коллекций. Одно дело - собирать работы передвижников, другое - художников-модернистов, авангардистов, "формалистов" и "декадентов", то есть тех мастеров, которых Советская власть не признавала. Подобных работ в открытой экспозиции музеев не было. Работники музеев сохраняли и чуть ли не прятали их в запасниках, кидаясь коршуном, охраняющим свое гнездо, на каждую проверку, чтобы защитить от идеологически верных "искусствоведов" в штатском.

В частных же коллекциях работы мастеров Серебряного века сохранялись более открыто, ведь сюда не ходили официальные проверки. Эти коллекции видели только посвященные, допущенные.

И вот проходящая сейчас в Москве в Музее русского импрессионизма выставка "Охотники за искусством", которая открылась в конце апреля и продлится до конца августа, показывает произведения из 14 частных коллекций советского времени. Коллекционеры были известными людьми, внесшими вклад, каждый в свою область деятельности, и довольно состоятельными (это были, например, ученые, выдающиеся врачи и т.п.), что позволяло им удовлетворять свою страсть к коллекционированию и любовь к искусству.

Нико Пиросмани "Погонщик с верблюдом", 1910-е. Из собрания И.Г. Сановича (см. 2 стр.), ныне в другой частной коллекции.
Нико Пиросмани "Погонщик с верблюдом", 1910-е. Из собрания И.Г. Сановича (см. 2 стр.), ныне в другой частной коллекции.

Выставка организована так, чтобы зрителям было максимально удобно ее созерцать. Экспозиция разделена по коллекциям, каждой отведено свое пространство. Его предваряет графический портрет собирателя и интересный рассказ о его жизни. Затем можно увидеть несколько произведений из собрания этого человека. Понятно, что когда кто-то из коллекционеров умирал, редко, кто из наследников продолжал его дело. Были нужны, как правило, деньги, поэтому коллекцию распродавали.

Под каждым произведением дана информация о его судьбе, то есть, где оно хранится сейчас.

Николай Калмаков "Фимиам" 1915, Из собрания Н.Н. Тимофеева (см. 2 стр.), ныне в KGallery.
Николай Калмаков "Фимиам" 1915, Из собрания Н.Н. Тимофеева (см. 2 стр.), ныне в KGallery.

На выставке представлены работы как широко известных художников, типа Кустодиева, Сомова, Пиросмани, Коровина, Рериха, Петрова-Водкина и т.д., так и менее известных. Например, до этого я ничего не знал о Николае Калмакове, работа которого "Фимиам" мне очень понравилась. Это был интересный художник, увлекавшийся мифологическими, мистическими сюжетами. Его называли русским Бёрдслеем.

В общем, выставка достойна вашего посещения.

Читайте еще на моем канале:

Элегантность и качество за небольшие деньги: мои покупки в "Фамилии"

Каким становится старое сломанное кресло, когда за его реставрацию берется мастер