Найти тему
НУАР-NOIR

Когда Новый год не в радость

-2

Предлагаем свежеиспеченную новогоднюю традицию – вместо «Иронии судьбы» смотреть «Четыре комнаты». Комедия, кончено, «не наша», но уж больно хороша, что должны признать даже те, кто западное кино не любит «из принципа».

Фильм был создан четырьмя режиссерами и компанией их друзей, что в 1994 году были молоды, талантливы и красивы. В их числе значились только-только начавшие своё восхождение Роберт Родригес и Квентина Тарантино. Получился новогодний капустник, только на криминальную тематику.

О том, что действие будет развиваться в «нуарной парадигме» намекают уже плакаты и вырезки, что висят на стенах в служебном помещении для портье в одной из крупных гостиниц. Здесь основное время проводит пожилой служащий, для которого весьма актуальны фильмы «Это – убийство, милочка» и т.д.

Впрочем, новенький портье об этом ещё не знает. Как ни странно, но именно роль Теда принесла невиданную популярность и неслыханную известность Тиму Роту, хотя у него в послужном списке и до образа незадачливого ночного портье были десятки качественных ролей. Таковы превратности судьбы…

Есть в нуаре как мрачном мета-жанре в том числе два направления: «последнее дело» и «день не задался с утра». В данном случае, поскольку речь идет о празднике, то всё шиворот–навыворот. Это у нас Новый год встречают обычно дома. У американцев есть для этого отели и прочие заведения сферы гостеприимства.

В итоге история получилась сразу же в стиле «первое дело» и «ночь не заладилась с вечера». А всё потому, что это новогодняя ночь, которая не столько сказочная, сколько коварная. Казалось бы, надо принять лишь четыре звонка и зайти в четыре номера, дабы выполнить поручения постояльцев.

Но поскольку почти все пребывают в «подогретом состоянии», то наружу выглядывают различного калибра «внутренние демоны», кои варьируются от тёмной ревности до болезненного честолюбия. И только совершенно трезвому Теду не до смеха, ибо каждый визит в любой из номеров рискует обернуться трагедией.

Обычно эту ленту вспоминают в связи с двумя вещими: удивительной заглавной песней (до ужаса навязчивой и забавной) и последней новеллой. То есть визит в пентхаус, где представители кинобизнеса, включая введенного в действие Тарантино, поспорили на мизинец.

Принято считать, что этот сюжет является сугубо выдуманным и, де, заслуга самого Квентина Тарантино, который навалил в кучу всех подряд: Питера Лорре, Стива МакКуина, «Человека из Рио» и т.д. Однако на самом деле это копирка с одного из телевизионных эпизодов, созданных великим Хичкоком.

Кадр из фильма «Четыре комнаты» (1995)
Кадр из фильма «Четыре комнаты» (1995)

В нём как раз речь шла о пари: либо зажечь десять раз подряд «Зиппо», либо расстаться с мизинцем. Впрочем, у Хичкока всё закончилось относительно благополучно, так как вовремя появившаяся супруга прервала спор, поскольку её муж был (мягко говоря) не в себе. Он коллекционировал указанные мизинцы. В данном случае знание классики не избавляет от проблем. Мы о событиях в пенхтаусе. Мизинец против шикарной тачки!