Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Советское барокко, не будь ко мне жестоко…

В этом материале мы поговорим о причудливом угасании великой державы, что выражено через утрату «большого стиля» в сфере кинематографа. В данном случае «барокко» - это не некая историческая эпоха, а второе значение этого слова – «затейливая фатальность» или как пел Вадим Степанцов: «Предзакатное, обреченное величие». То есть у каждой страны, у каждой эпохи может быть собственное «барокко». В сфере советского кинематографа это выразилось во внезапном явлении темы «лишнего человека». Не Печорина, не Онегина, в современника, живущего по соседству с вами, что может быть вам показано через необычные события. Например, герой фильма «Отпуск в сентябре» (1979) получает, будучи живым, венок на свои похороны. И лишь затем понимает, что живым является лишь формально, а по сути, он уже умер. Бесцельностью прожитой жизни мучается основной персонаж картины «Полеты во сну и наяву» (1982), он страдает от внутренней пустоты, которая никак не может быть уравновешена внешним комфортом. Символическое уми
-2

В этом материале мы поговорим о причудливом угасании великой державы, что выражено через утрату «большого стиля» в сфере кинематографа. В данном случае «барокко» - это не некая историческая эпоха, а второе значение этого слова – «затейливая фатальность» или как пел Вадим Степанцов: «Предзакатное, обреченное величие». То есть у каждой страны, у каждой эпохи может быть собственное «барокко».

В сфере советского кинематографа это выразилось во внезапном явлении темы «лишнего человека». Не Печорина, не Онегина, в современника, живущего по соседству с вами, что может быть вам показано через необычные события. Например, герой фильма «Отпуск в сентябре» (1979) получает, будучи живым, венок на свои похороны. И лишь затем понимает, что живым является лишь формально, а по сути, он уже умер.

Бесцельностью прожитой жизни мучается основной персонаж картины «Полеты во сну и наяву» (1982), он страдает от внутренней пустоты, которая никак не может быть уравновешена внешним комфортом.

Символическое умирание с последующей попыткой подвести итоги жизни предпринимают главные герои ленты «Парад планет» (1984). Они подобно сказочному Гулливеру путешествуют по непривычным локациям, что только подчеркивает барочность сюжета, который подается зрителю как «почти фантастическая история».

В то же самое время «Лунная радуга» (1983) - это безусловная фантастика, которая в отличие от оригинального романа говорит о «несвоевременности» качеств, приобретенными космо-десантниками, пережившими странную катастрофу на далекой планете. Они растеряны, подавлены и просто хотят, чтобы их оставили в покое.

Аналогичные чувства испытывает инженер Варакин, оказавшийся в загадочном «Городе Зеро» (1988). В этом нелепом и таинственном месте нарушенна всякая логика действий, но в то же самое время из него невозможно вырваться. Это проклятое сумрачное место, что в свое время являлось одной из центральных тем «французского поэтического реализма» как предшественника нуара в качестве мрачного мета-жанра.

Обычно суть «французского поэтического реализма» как своего рода культурного барокко межвоенной Европы выражают через использование названия знаменитой ленты «Набережная туманов». И тут мы находим удивительную перекличку с кинокартиной «Асса» (1987), криминальное действие которой разворачивается на меланхолических просторах заснеженной и дремотной, будто бы отбывающей в спячку Ялты.

Если говорить о барокко как символическом закате чего-то великого, то это ярче всего был отражено в кинокартине «Первая встреча, последняя встреча» (1987). Петербургское общество радостно встречает 1914 год, однако вы знаете, что впереди - мировая война и крушение империи. И переносите эти события на судьбу СССР и уже современного мира.

10 видео от канала «Нуар», которые заново «выстрелили»
НУАР-NOIR
10 ноября 2023