Найти тему
Военная история в наградах

Не болтай!

Анаста́с Ива́нович (Оване́сович) Микоя́н родился 13 (25) ноября 1895 в Тифлисской губернии. В 1964—1965 годах председатель Президиума Вкрховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда (1943).

С 1937 года заместитель главы правительства СССР. В 1926—1955 годах (за исключением 1949—1953 годов) последовательно занимал ряд наркомовских (до 1946 года) и министерских должностей, преимущественно в сфере торговли.

А.И. Микоян родился в бедной армянской крестьянской семье. Книга Ленина «Что делать?», прочитанная им уже после начала Первой мировой войны, определила его политические взгляды. Интересно, что с детства Микоян был вегетарианцем, однако впоследствии начал употреблять мясную пищу. Видимо своего рода сублимацией этой динамики его подходов к потреблению пищи стал успех предприятия под названием "Микояновский мясокомбинат".

Будучи учащимся Тифлисской духовной семинарии, в которую поступил в 1906 году, в конце 1914 года записался в армянскую добровольческую дружину, воевал на Кавказском фронте вплоть до весны 1915 года. Оставил армию, заболев малярией. После возвращения в Тифлис вступил там в РСДРП(б) и окончил семинарию. Тоже необычное совмещение вроде бы несовместимых решений, согласитесь?

В 1916 году поступил в духовную академию. Освоил грузинский и азербайджанский языки. После Февральской революции вёл партийно-пропагандистскую работу в Тифлисе и Баку. С сентября — секретарь Тифлисского партийного комитета. В октябре — участник проходившего нелегального Общекавказского партсъезда. Во время межэтнических столкновений в Баку в марте 1918 года командовал небольшим отрядом, затем был комиссаром в Третьей Красной бригаде. После бегства бакинских комиссаров остался в Баку, возглавив подпольный обком большевиков.

Перед взятием Баку турками Микоян добился у главы правительства, действующего после отставки правительства бакинских комиссаров, разрешения на освобождение и последующую эвакуацию бакинских комиссаров. Вскоре Анастас Микоян вывез комиссаров на пароходе «Туркмен», но в Красноводске они были арестованы. Микоян был освобождён в феврале 1919 года и в марте того же года возглавил Бакинское бюро Кавказского крайкома РКП(б). По своим же словам, Микоян выступал за независимость Азербайджана ещё в 1919 году и разошёлся в этом вопросе со многими армянскими коммунистами, за что в армянских кругах Баку его скоро стали называть «мусульманским коммунистом». В октябре 1919 года был вызван в Москву, где стал членом ВЦИК.

26 апреля 1920 года на азербайджано-дагестанскую границу в штаб группы бронепоездов прибыла делегация ЦК КП(б) Азербайджана, в числе которой был Микоян. В ночь с 27 на 28 апреля в Баку вспыхнуло восстание, в 4 утра на вокзал Баку на бронепоезде Микоян прибыл в город в качестве уполномоченного Реввоенсовета 11-й армии. С июля 1920 года — председатель Азербайджанского Совета Профессиональных Союзов (АСПС).

С октября 1920 года находился на руководящей партийной работе в Нижнем Новгороде. В 1921-1922 годах — секретарь Нижегородского губернского комитета РКП(б). Вскоре по рекомендации Сталина Микоян был назначен секретарём Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б). В 1922—1924 годах секретарь Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) в Ростове-на-Дону. С 1922 года был кандидатом, а с 1923 года — членом ЦК РКП(б). В 1924—1926 годах секретарь Северо-Кавказского крайкома партии, член РВС Северо-Кавказского военного округа.

По рекомендации Сталина с 23 июля 1926 года стал кандидатом в члены Политбюро.

С 14 августа 1926 года народный комиссар внутренней и внешней торговли СССР. Он был самым молодым наркомом, преемником Льва Каменева на этой должности. На этом посту, с целью пополнения государственной казны, ему была вменена в обязанность продажа некоторых произведений искусства из советских музеев.

22 ноября 1930 года наркомат внешней и внутренней торговли был разделён на Наркомат внешней торговли и Наркомат снабжения, последний возглавил Микоян. В свою очередь Наркомат снабжения 29 июля 1934 года был разделён на Наркомат внутренней торговли и Наркомат пищевой промышленности, который тогда же возглавил Микоян. На этом посту он в 1936 году посетил США с целью ознакомления с новейшими технологиями. В ходе этой поездки были закуплены и перенесены в СССР многие технологии и продукты в пищевой, торговой и смежных областях (фасовка продуктов в магазинах, быстрая заморозка, холодильная техника, промышленное производство полуфабрикатов, консервов и т. д.), в СССР появился ряд новых продуктов, включая кетчуп и гамбургеры.

С 1935 года член Политбюро. В 1938—1949 годах министр (нарком до 1946 года) внешней торговли. Как утверждал его сын Серго, став наркомом внешней торговли, Микоян добился от Сталина указания НКВД «не вмешиваться в работу Внешторга», то есть не арестовывать его сотрудников.

Начало истории про Степку и его боевых товарищей, начавших воевать в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации. Теперь публикации "про Степку" выходят дважды в неделю, по понедельникам и пятницам.

Маршал замолчал на полуфразе, обернулся на треньканье телефона, быстро поднялся, подошёл к своему столу, поднял трубку и сказал:

- Да, Коба, слушаю!.. Совещание провёл, завтра разошлю докладную записку всем членам... Этим вопросом как раз сейчас занимаюсь... Ясно!.. Я знаю, что Анастас торопит, но он в армии давно служил, порядки армейские подзабыл наверное... Тоже уже завтра... А если где-то прохудится, то ведь не он будет отвечать. И скандал наши союзнички могут тогда легко раздуть... Да, это им намного легче будет сделать, чем обещанный второй фронт открыть... Нет, я Вячеслава не предлагаю сейчас в это дело подробно посвящать... Согласен... До завтра...

Маршал положил трубку, вернулся к длинному столу, посмотрел на притихших майора с лейтенантом и счёл нужным пояснить:

- Верховный торопит... Егор Сергеевич, договоритесь на завтра во второй половине дня с Филиппом Кондратьевичем на встречу... Съездите к нему в Наркомат вдвоём или втроём... Якова Соломоновича пока брать не стоит. Они и так давно знакомы, раз Филипп Кондратьевич его сам порекомендовал... А Степана покажите ему и пусть принимает решение...

- Товарищ маршал, а если...

Председатель Трофейного комитета нетерпеливо оторвал ладонь от стола:

- А вы сделайте так, товарищ майор, чтобы Филипп Кондратьевич его не забраковал.

Майор приложил палец к папке, в которой лежала подписанная теперь маршалом бумага:

- Нет, я об этом, товарищ маршал... Если Степана там забракуют ...

- А в чём проблема?.. Но он подписку о неразглашении уже давал в любом случае.

- Но в той же подписке, как я понимаю, только об операциях СМЕРШа или НКВД упоминалось... А у нас не тот случай сейчас.

- Ну, это формальности... Как говорится, был бы человек, а бумажку к нему можно разную написать... Так что не будем бюрократами. Пройдёт проверку, даст новую подписку, если нужно. Но Анастас вообще не сторонник таких бумажных методов... И кончайте лейтенанта сейчас пугать, товарищ майор.. А то у него уже в глазах немой и нехороший вопрос зреет... Я мнению полковника Аралова доверяю. У лейтенанта завтра на встрече дополнительная причина появится, чтобы не опростоволоситься... И главное для вас сейчас - это время. Люди у нас готовы в три смены работать, а вот станки не выдерживают такой интенсивности... Всё, не задерживаю больше... У меня через пять минут совещание... Введёте, товарищ майор, лейтенанта в курс дела в тех рамках, которые посчитаете нужным... И звоните Филиппу Кондратьевичу сразу сейчас с аппарата в приёмной... Если его на месте не будет, сообщите об этом секретарю. Тогда я уже Анастасу сам позвоню и спрошу, почему это его кадры так рано рабочие места покидают в тот время, когда Верховный всех торопит...

Майор, оказавшись в коридоре, по своей привычке опять почти побежал по обратному маршруту. Степка пытался шагать с ним в ногу. Звонок Филиппу Кондратьевичу из приемной маршала был удачным и коротким. Начальник отдела Наркомата внешней торговли ждал их у себя в "четырнадцать тридцать на полчаса".

Оказавшись в большой комнате, где капитан продолжал обрабатывать толстые папки с документами на двух языках и составлять многостраничные списки какого-то оборудования, майор узнал, что Яков Соломонович уже отпущен "ночевать". Егор Сергеевич стал с заваривать чай "на всех". Через несколько минут он пригласил Степку за свой стол и "начал вводить в курс дела":

- Идея создать нашу межведомственную группу исходит от Наркомвнешторга, точнее от человека, с которым тебе завтра там предстоитт встретиться... Рассказываю тебе пока только "стержневую идею" и простым языком. Но учти, я не лектор...

Майор сделал глоток чая и продолжил:

- Так вот... На севере Ирана, как ты наверное знаешь, уже два с половиной года находятся наши войска. На юг Ирана вошли англичане, а через год к ним присоединились и американцы. Через страну от союзников идет к нам большой поток техники, вооружения и грузов. Перед войной Иран хотели "подмять" под себя немцы. Они помимо прочего натащили туда очень много всякого промышленного оборудования и активно вооружали иранскую армию своим оружием. Спустя два года иранские военные стали испытывать недостаток боеприпасов к немецким винтовкам, пулемётам и пушкам. Да и тех же винтовок, пулемётов и пушек им в связи с увеличением армии нужно сейчас уже больше. А нашей промышленности очень бы не помешали те немецкие станки и другое оборудование. В большинстве случаев оно так и осталось стоять нераспакованным из-за отсутствия специалистов, которые могли бы обучить, как на этом оборудовании работать, и обслуживать его... Или эти станки сначала поработали, а потом остановилось по разным причинам, сломались, например... Мысль улавливаешь?..

Степка кивнул:

- Улавливаю, товарищ майор. Надо поменять трофейное немецкое оружие и боеприпасы на эти станки и оборудование...

Капитан за соседним столом удовлетворительно заметил:

- Лейтенант оказывается умеет думать, а не только на машинке "стучать"...

Майор согласился с этим выводом и добавил от себя:

- И организовать эту операцию надо быстро... Вот капитан-дефектовщик, чтобы времени не терять, ведомость перспективного оборудования составляет примерную на основе тех данных, которые нашей разведке добыть удалось... Слышал, телефонный разговор Климента Ефремовича стоварищем Сталиным? Он тоже в курсе и торопит. И это только "стержневая" идея для нашей будущей работы. К ней ещё разные другие варианты стали прицепляться... Так что спать нам в ближайшее время предстоит мало... Но сейчас о доугих вариантах тебе ещё рассказывать рано. Руководителем межведомственной группы назначен Филипп Кондратьевич. Наша основная боевая задача будет состоять в том, чтобы обеспечить доставку, хранение, учёт и обмен немецких трофеев, так сказать, на месте. Для этого выделен склад в нашей зоне пребывания, перебрасывается туда для погрузочно-разгрузочных и прочих "физических" работ отдельная трофейная рота с тракторами и кранами тоже, кстати, трофейными, а также автотранспортная рота.

Майор перевёл дух, отхлебнул из стакана и продолжил:

- Ты можешь спросить, зачем такие сложности. Почему просто не продать наши немецкие трофеи иранцам, а на вырученные за них деньги купить те самые станки? Сразу скажу, что ответы на эти вопросы не по моим звездочкам на погонах... На верху решили, что так будет правильно. Могу только предположить, что проблема какая-то тут есть в наших дорогих союзничках, которые там есть, в обстановке в стране в целом, а ещё в том, что часть этого обрудования вообще сейчас находится в частной собственности... Ещё могу сказать то, что я тебе как бы и не говорил. По косвенным признакам, то есть на основе источников и перечня уже полученных заявок на оружие и боеприпасы некоторая часть трофеев будет направлена не иранской армии. И не советую тебе этих тем на первой же встрече с Филиппом Кондратьевичем касаться. Он от них просто звереть начинает... Какие ещё вопросы по сказанному?

Степка непроизвольно шмыгнул носом:

- А какая моя боевая задача будет?

- Об этом позже... Ты, кстати, уже третий кандидат на это место. До тебя один капитан заболел, а другого "задробили"... Яков Соломонович второй кандидат... Тебе со смершевцами довелось раньше работать, как я понял товарища маршала?

Степка отпил чай и позволил себе грустно улыбнуться:

- Всего пару месяцев...

- Ну, опыт тот тебе тоже может пригодиться. Ещё вопросы?

- По услышанному вопросов больше нет, товарищ майор. Есть много вопросов по не сказанному...

- Доугие опросы твои потом обсудим. Если или, вернее, когда проверку пройдёшь. Этого ведь никто у нас не отменял...

Майор показал пальцем на плакат, висевший на стене. Степка тоже посмотрел на строгую женщину в красном платке, приложившую указательный палец к губам. Женщина сердито и не моргая смотрела на лейтенанта индендантской службы. Известный призыв внизу плаката с восклицательным знаком на конце не был виден из-за двух высоких стопок папок, поставленных прямо на полу. Егор Сергеевич стал рыться у себя в столе, проследил за Степкиным взглядом и задал вопрос "не по теме":

- Как ещё результирующий призыв на этом плакате можно понять, Степан?..

Лейтенант "исэ" сделал глоток чая и, немного задумавшись, ответил:

- Например, так, чтобы не болтать попусту... То есть не говорить о том, чем сам точно не знаешь или не понимаешь...

Егор Сергеевич кивнул и положил на стол книгу:

- Да, голова у тебя работает правильно, умеет главное от второстепенного отделять... На вот тебе книжку про историю Персии. Она, правда, ещё до революции издана, но ты справишься с ятями... Там есть и про географию, и про экономику немножко. Завтра к полудню жду тебя здесь с этой прочитанной книжкой. Поедем после к Филиппу Кондратьевичу...

Он ещё раз внимательно посмотрел на Степку и завершил постановку первой боевой задачи так:

- Основная твоя задача после ознакомления с этим материалом (майор постучал пальцем по довольно толстому тому в потрепанной картонной обложке) состоит в том, чтобы предложить варианты, на что ещё полезное, кроме того, что ты от меня сейчас услышал, можно будет в Иране поменять немецкие трофеи, чтобы приблизить нашу победу.

Степка, оказавшись на тёмной улице, решил пройтись до своего нового жилища и подумать по дороге. Книжка про Персию была засунута за пазуху. Первая мысль, которая пришла в его голову по пути, что в двух шкафах в комнате тетушки Пепе, набитыми "дореволюционными" книгами, тоже можно будет найти полезный материал для решения поставленной майором задачи. В общем, лейтенанту предстояла скорее всего очередная бессонная ночь. Только эта ночь теперь должнга была уйти не на то, чтобы удержать позицию роты перед деревушкой, в которой до этого немцы сожгли стариков и старух, или продержаться в захваченном окопе вместе с несколькими штрафниками, а на то, чтобы завтра на встрече с незнакомым пока Филиппом Кондратьевичем "не опростоволоситься". Подходя к дому лейтенант "исэ" сильно надеялся, что найдет в серванте у тетушки Пепе среди закрытых баночек и скляночек в том числе и ёмкость с кофе.

В квартире почти все спали. На общей кухне за столом под яркой лампочкой одиноко сидела Маргарита Феоктистовна и читала книжку. На обложке Степка прочёл: "Саша Чёрный Солдатские сказки". Маргарита Феоктистовна засмущалась, закрыла книжку и стала объяснять:

- Не спится мне... Степан, понимаете, это был русский поэт, хоть и еврей, он уже умер... Я очень любила его стихи в молодости... И у нас, скажу вам по секрету, даже был с ним роман до той войны... Правда, мимолётный... Я была его старше почти на десять лет... А после революции он уехал в сначала в Берлин, а потом во Францию... А я вот осталась в Москве... А книжку эту я ещё до этой войны купила на барахолке... Она издана не у нас, понимаете?.. Но, молодой человек, вы же никому об этом не расскажете?

Степка вспомнил женщину в красной косынке на плакате и успокоил старушку:

- Зачем же мне об этом болтать, Маргарита Феоктистовна? Я в этом пока мало, что понимаю...

Его собеседница спрятала книжку в карман передника и постаралась сменить тему:

- Чайник ещё горячий, Степан...

В ответ старушка услышала:

- А у вас кофе случайно нет?

Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.