Найти в Дзене
ODELAX

Бизнес Дмитрия Потапенко: каким образом зарабатывает активный защитник прав предпринимателей

Оглавление

Дмитрий Потапенко – выдающийся предприниматель, стратег и настоящий мастер бизнеса. Его способность успешно действовать в любых обстоятельствах лишь способствует его процветанию, особенно в условиях современного экономического кризиса. Возможно, его успех связан с уникальным подходом к решению проблем.

Высказывания Потапенко становятся цитатами – каждая из них точна, лаконична и обоснована. Его нестандартное мышление, необычная внешность (рост более метра девяноста и вес за центнер) и нетипичный для миллионера стиль одежды (который трудно отличить от простого гражданина) делают его выдающимся личностью. Манера ведения бизнеса также нестандартна – компании, которыми он руководит, успешно справляются с кризисами и санкциями. В чем же заключается тайна успеха этого человека?

От сторожа до генерального директора: обзор карьеры Дмитрия Потапенко

У Дмитрия Потапенко настолько удивительная биография, что о ней можно написать целую книгу. В своих рассказах бизнесмен делится следующим образом:

«Я коренной москвич в четвёртом поколении. Таких уже почти не осталось...»

Известно о его звании чемпиона по каратэ. В личной жизни он женат и у него двое детей. Стремление к знаниям является его особенностью: «Много учился и продолжаю учиться». Помимо диплома Московского института радиотехники и автоматики, у него имеются профильные экономические «корочки» MBA (экономика), BABT при Минэкономразвитии, MBA (Business&EconomicOption) от California State University (Hayward). Этот внушительный фонд знаний позволяет нашему герою разрабатывать эффективные стратегии в бизнесе и придерживаться собственной точки зрения.

В конце восьмидесятых и начале девяностых годов прошлого века карьера Дмитрия Потапенко имела небольшое отношение к экономике: он работал санитаром в морге, охранником в казино и телохранителем у президента банка "Российский кредит". При этом, параллельно занимаясь тремя разными работами, в 1989 году он основал свою первую фирму "Черный Барс", специализирующуюся на промышленном альпинизме. В 1992 году он запустил сеть розничной торговли электроникой под названием "Тусар", при поддержке компании Natashkyang Korotia Systems.

"Служебное" портфолио Дмитрия Потапенко впечатляет:

  • С 1995 по 2000 год - вице-президент по продажам и маркетингу в GrundicGmbH в странах Балтии;
  • С 1998 по 2001 год - генеральный директор ОАО "МЭЗ ДСП", вице-президент ПБК "КредитИмпексБанк" (фокус на инвестиционном развитии);
  • С 2001 по 2003 год - заместитель компании "Логос", генеральный директор ООО "Центры оптовых продаж";
  • С 2003 по 2005 год - руководитель сети сбыта "Пятерочка" (Москва и область);
  • С 2005 года по настоящее время - основатель и соучредитель (управляющий) в Management Development Group Inc. (торговые марки "Гастрономчикъ", "Продэко", "Марка").

Не все предприятия принадлежат лично Дмитрию Потапенко, но он внес свой обязательный вклад в каждое из "агентств", которые ему были доверены.

Гордость за проделанную работу

"Я всегда трудился очень много", признается Дмитрий, "и буду продолжать, ведь жизнь – это и есть работа... и каждый раз над разным".

На протяжении своей карьеры в GrundigGmbH он разрабатывал стратегии маркетинга и позиционирования организации, искал пути снижения налоговых обязательств. Организовал оптовые и розничные торговые операции с оборотом в $120 миллионов в год. Также проводил внутренние тренинги для сотрудников, разрабатывал новые услуги и продукты, сотрудничал с партнерами из Южной Кореи, Китая, США и Германии.

В МЭЗ ДСП, крупном европейском заводе по производству мебельных деталей и ДСП, Потапенко занимался реструктуризацией организации, разработкой антикризисного управления и проектом развития бизнеса с "КредитИмпэксБанк". Он оптимизировал различные сферы деятельности, включая таможенные и кредитные вопросы, а также адаптацию к проверкам фискалов.

В "Логосе" и "Центре оптовых продаж" Потапенко создал группу с семью различными направлениями, занимающуюся оптово-розничным сбытом печатной продукции в Москве и Содружестве. Он также руководил процессом реструктуризации, разработал множество продуктов, услуг и программ, а также контролировал закупки, логистику и реализацию.

В "Пятерочке" и "Карусели" сетевой бизнес Потапенко включал более 150 объектов. Ему приходилось взаимодействовать с органами власти Москвы и Московского округа, а также работать с Ленинградской областью и Северной столицей. Он решал вопросы по приобретению участков и зданий, контролировал архитектурные проекты и изучил мерчандайзинг. Также он регулировал инвестиции и финансовые потоки, организовал ценовую и сбытовую политики компании, а также готовил акции для выхода на биржу и фондовую биржу.

В настоящее время в состав Management Development Group Inc входит не менее полутора десятков торговых сетей, ресторанов и производств, общий оборот превышает 140 миллионов долларов в год.

Отзыв Дмитрия о ситуации экономического кризиса

Неустанный Потапенко утверждает, что до наступления кризиса предприниматели не трудились, а "барствовали". Скорость экономического спада может вызвать панику, но не у Потапенко.

По его мнению, в России нет кризиса, поскольку отсутствует собственный фондовый рынок. Западные партнеры просто отступают от своих проектов, а сами мы виноваты в том, что в течение 20 лет занимались исключительно администрированием.

-2

Потапенко утверждает, что все начали активно трудиться только с наступлением кризиса. До этого момента, по словам бизнесмена, работали "просто фигово". В его словах: "Сейчас они стали ставить какие-то цели и оптимизировать издержки, связанные с бизнес-процессами. А раньше многие бизнесмены занимались лишь тем, чтобы произвести впечатление на окружающих". - с уверенностью заявляет Потапенко.

Богач из подземки

Дмитрий оставляет за собой право на обычный образ жизни, не выделяясь: он спокойно пользуется метро (у него есть проездной билет), электричкой и другими видами общественного транспорта. Это не потому, что у него отсутствуют личные автомобили - в его гараже находятся пять машин (Mitsubishi Pajero, Lexus и KiaRio). Выбор транспорта зависит от того, как удобнее передвигаться, особенно когда еженедельно приходится совершать 5-6 перелетов или переездов.

Для Потапенко фетишизм в виде дорогих автомобилей является проявлением настоящей шизофрении. По его мнению, человек, который считает это крутым, сталкивается с серьезными проблемами комплекса неполноценности.

Кризис оказал воздействие на работу организаций, которыми управляет Потапенко. Признается, что уровень спроса снизился, а продажи упали на 16%. Среди предпринятых мер для поддержания устойчивости выделяются:

  • сокращение персонала (40%);
  • сокращение ассортимента (от 15 до 60%);
  • уменьшение площади торговых точек (от 5 до 40%);
  • лишение топ-менеджеров бонусов (0,5% от общего оборота сетей).

Эти меры позволяют избежать убытков и увеличивают прибыль. Потапенко всегда принимает решения решительно: например, в 1998 году он за неделю уволил почти 1500 человек с фабрики "Сходня-Мебель".

Эмоциональный аспект бизнеса не имеет значения для Потапенко, даже когда речь идет о его собственной продукции. В интервью он часто удивляет заявлениями: не посещает свои заведения и не покупает продукты в своих магазинах. Он объясняет свою позицию: "Так можно потерять из виду ключевые детали".

Экономист-блогер

Необычное мышление господина Потапенко подкреплено обширными теоретическими знаниями и значительным опытом в практике. У Дмитрия есть свой собственный веб-сайт, где он высказывает свои взгляды. В 2016 году была выпущена книга под названием "Честная книга о том, как вести бизнес в России". Эти мнения следует внимательно рассматривать.

В качестве совладельца сети по продаже продуктов питания, Потапенко сильно сомневается в необходимости маркировки продуктов по полезности. В первую очередь, он указывает на возможный взлет цен. Он также предполагает, что любая подобная мера может способствовать увеличению коррупции, поскольку предприниматели будут стремиться получить желаемый зеленый значок любым доступным способом.

Отвечая на вопрос о вопросе импортозамещения, вызванном введением санкций, Потапенко высказывается следующим образом: "Разговаривать об этом можно только в том случае, если все, начиная от посадки картошки в землю и заканчивая трактором, обрабатывающим поле (и даже руками, которые её собирают), полностью производится отечественным образом. Для этого нужно возродить собственную научную школу и инвестировать в технологическое развитие. Однако на этот процесс потребуется не менее 10-15 лет".

Потапенко подчеркивает необходимость инвестиций, особенно в те области, где присутствует технологическая обработка или требуется интеллектуальный труд. По его словам: "У денег нет национальности. А у нас их нет из-за зависимости от сырьевых ресурсов. Следовательно, мы должны сначала привлечь инвестиции для добычи сырья, затем получить деньги от продажи этого сырья и вложить их в что-то полезное, например, в переработку тех же углеводородов".

Отвечая на вопрос о том, что ожидает его отрасль (и российскую экономику) в ближайшем будущем, Потапенко предполагает, что прибыль получат те игроки, которые приблизят свои цены к уровню супермаркетов эконом-сегмента. В области производства продуктов питания он предвидит уменьшение весовой доли и состава продукции. Что касается общественного питания, "провидец" предсказывает расцвет более доступных столовых. Также следует ожидать увеличения использования схемы бартера.

-3

Будущее проявит, насколько наш герой прав. В настоящее время ему удачно удается не только управлять крупными предприятиями, но и справляться с множеством параллельных обязанностей. И он только рад этому: такой подход расширяет его знания и потенциал, помогая оставаться на шаг впереди своих конкурентов.

Звезда YouTube

У Дмитрия очень популярный канал на YouTube (ссылка), на данный момент у него около 100 000 подписчиков (для сравнения, у канала "Бизнес секреты Олега Тинькова" - 193 000 подписчиков). Это внушительное количество, учитывая тематику канала. Посмотрите одно из захватывающих видео.

Дмитрий Валерьевич Потапенко стал известен благодаря критике власти и рекомендациям по ведению бизнеса. У него за плечами обширный опыт работы в ритейле, и на данный момент он руководит компанией, специализирующейся на управлении объектами сетевой розницы. Кроме того, он автор книг, ведущий авторские программы на радио и размещает видео на YouTube.

• ФИО: Потапенко Дмитрий Валерьевич.

• Дата рождения: 30 марта 1970 года (48 лет).

• Образование: Московский институт радиотехники, электроники и автоматики.

• Дата начала предпринимательской деятельности/возраст: 1992 год /22 года.

• Должность: управляющий партнёр компании Management Development Group Inc.

• Социальные сети: https://www.instagram.com/potapenkodmitry/.

Господин Потапенко - личность, которая привлекает внимание и делает это вполне осознанно. Он не упускает возможности критиковать текущую власть, законы Российской Федерации и всю систему современной российской экономики, в которой место частного бизнеса, мягко говоря, неблагоприятное. В то же время Дмитрий Валерьевич обещает научить, как создавать бизнес в подобных невыгодных условиях. Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на громкие и иногда противоречивые заявления, бизнес Дмитрия Потапенко - это, помимо всего прочего, еще и бизнес-консалтинг.

Биографические данные

-4

Как подчеркивает сам Дмитрий Валерьевич, он является коренным москвичом в четвертом поколении. Действительно, его происхождение связано с обычной московской семьей. После окончания школы он поступил в Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, где в 1993 году успешно получил диплом инженера-технолога.

В период студенчества он активно занимался торговлей, осуществляя продажу музыкальной и другой техники на знаменитой московской «Горбушке». Этот период стал его первым опытом в предпринимательстве. В некоторых источниках упоминается о его первом собственном бизнесе, организованном им ещё в 1992 году, когда он ещё был студентом. Этим проектом, по всей видимости, была масштабная торговая сеть магазинов «Тусар», специализировавшихся на продаже электроники. Однако на официальном сайте Дмитрия Потапенко информации о данной деятельности не обнаружено.

Выяснение всех деталей предпринимательского пути этого личности оказывается нетривиальной задачей, так как в открытых источниках доступно крайне ограниченное количество достоверной информации. Дмитрий Валерьевич, в интервью разных периодов, ссылается на свой богатый опыт в бизнесе, но, к сожалению, не предоставляет конкретных деталей.

Однако, можно попытаться систематизировать предпринимательский путь Потапенко следующим образом:

В начале своей карьеры предприниматель активно развивался в сфере ритейла, начиная с торговли техникой и, позднее, переходя в сегмент продуктовых сетей.

С 1995 по 2000 год Дмитрий работал в известной немецкой компании Grundig, занимая в ней высокие должности и успешно развиваясь от старшего менеджера до вице-президента по маркетингу в странах Балтии.

В начале 2000-х годов был период, когда Потапенко попробовал свои силы в банковской сфере, занимая должность вице-президента по инвестиционному развитию в "КредитИмпексБанке".

В 2003 году Дмитрий вернулся в ритейл, возглавив сбытовую сеть "Пятерочка" в Московской области. Опыт, накопленный в этом периоде, был значительным.

С 2005 года он стал управляющим партнёром компании Management Development Group Inc., занимающейся различными сетевыми проектами в сфере розничной торговли. Деятельность этой группы компаний остается малоопределенной, но, по словам Потапенко, они специализируются на продуктовых сетях, кафе и забегаловках, а также производстве продуктовых полуфабрикатов и строительных материалов.

В сфере политики Потапенко стал широко известен после Московского экономического форума 2015 года, где начал публичную конфронтацию с депутатом Владимиром Гутеневым и высказал резкую критику решений правительства. Этот эпизод запустил его политическую карьеру.

В 2016 году он пытался войти в Государственную Думу от Калининградского избирательного округа, представляя "Партию Роста", но его результаты на выборах не позволили ему изменить политическую систему, так как процент для прохождения барьера был недостигнут.

Журналистская и консалтинговая деятельность Дмитрия Валерьевича приобрели популярность после исторического декабрьского форума. Множество журналистов воспользовались возможностью допросить Потапенко, провоцируя его на острые высказывания. Он охотно соглашается на интервью и отличается редким отсутствием стеснения в выражениях.

Эта активность вылилась в создание авторской программы на радио «Эхо Москвы» под названием «Курс Потапенко». В интернет-СМИ бизнесмен успешно утвердился, ведя колонку в Slon Magazine медиахолдинга, также известного по телеканалу «Дождь».

Этот период творческой активности вдохновил Потапенко на написание книг, основанных на его лекциях и мастер-классах для предпринимателей. В 2016 году вышла «Честная книга о том, как делать бизнес в России», а через год появилась еще одна работа - «Бизнес — это глаголы и существительные, которые заканчиваются цифрами».

Бизнесмен также активно участвует в видеопрограмме «По сути дела», где дает комментарии по новостям деловой сферы. Его точка зрения на различные аспекты экономики и политики часто становится объектом обсуждений.

Детство и юные годы Дмитрия Потапенко окутаны публичностью, однако детали его карьерного пути представляются загадочными из-за лакун, двусмысленных эпизодов и противоречий. Известно, что он родился в 1970 году в Москве. Хотя существуют слухи о его семейных связях со спецслужбами, надежных подтверждений этой информации нет.

В своей юности будущий бизнесмен занимался карате, попробовал себя в борьбе, не забывая о точных науках. Став студентом Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики, он проявил предпринимательские способности, основав в 1992 году сеть магазинов электроники "Тусар". Однако подробности об этом проекте остаются малоизвестными. В 2003 году Потапенко получил степень MBA во Всероссийской академии внешней торговли.

Бизнесмен считает, что его серьезная карьера началась в 1995 году, когда он стал вице-президентом по маркетингу в компании Grundig в странах Балтии. Предварительно занимаясь различными сферами, включая работу личным охранником у президента банка "Русский кредит", он встретил вызов 1998 года, став генеральным директором Московского экспериментального завода древесностружечных плит.

В начале нулевых Дмитрий Потапенко приобрел публичное признание, связанное с управлением сетью "Пятерочка" в Москве и Московской области, где он работал с 2003 года. Его остроумие и открытость привлекли внимание телевизионных программ и радиостанций. В 2005 году он стал основателем и управляющим партнером Management Development Group Inc.

Сегодня бизнес Дмитрия Потапенко ориентирован на малые сети, объединяя предпринимателей, готовых противостоять крупным компаниям. Фонд стратегического управления Management Development Group Inc. поддерживает предприятия, помогая им пройти проверки и развиваться. Оборот управляемых мини-сетей достигает, по разным данным, 300 миллионов долларов в год.

Кроме России, Дмитрий Потапенко активен в девяти странах. Начиная с нескольких продуктовых магазинов в Чехии, которые он получил в качестве оплаты долга, он рассматривает свои активы за рубежом как долгосрочные инвестиции. Проекты также включают в себя страны, такие как Бельгия, Болгария и Китай.

Политическая карьера

Исключительные ораторские способности, решительность и прямота привлекли внимание аудитории к Дмитрию Потапенко, сделав его известным. В 2016 году его стремление защищать права предпринимателей привело к вступлению в партию бизнес-омбудсмена "Правое дело", которая вскоре была переименована в "Партию роста". Под ее флагом Потапенко участвовал в выборах в Госдуму 2016 года, ведя свою кампанию в Калининграде. Без применения "грязных" технологий, расплачиваясь за голоса избирателей, он, естественно, потерпел поражение в условиях существующей политической ситуации, но получил ценный опыт и возможность еще раз публично говорить о правах бизнеса.

Личная жизнь

Семейная жизнь Дмитрия Потапенко, несмотря на открытость предпринимателя, также вызывает интерес. Его жена, Елена, родом из Пензы, обладает образованием юриста, бухгалтера и психолога. В последнем качестве она получила специализацию по психологическому консультированию и психокоррекции. С 2009 по 2016 годы она занимала пост гендиректора пензенского центра "Максимум", специализирующегося на бизнес-тренингах, а теперь предоставляет услуги частной практики.

Елена, явный трудоголик, считает, что ее муж работает круглосуточно. Согласно некоторым данным, Потапенко и Елена поженились в 2014 году, год спустя после начала их отношений. В настоящее время они воспитывают двух дочерей, одна из которых учится в институте, а вторая - в школе. Скандальные высказывания Потапенко о жене, связанные с сапогами стоимостью более 4,5 тысяч рублей, появившиеся в интервью "Аргументам и фактам" в 2012 году, вероятно, относятся к предыдущей супруге.

Текущая активность

Отчеты о деятельности компании, управляемой Дмитрием Потапенко, не стали общедоступными, но его популярность в качестве журналиста и ведущего по радио продолжает расти. По пятницам его можно услышать в программе "По сути дела" на радио "Комсомольская правда". По четвергам он приглашает своих коллег-бизнесменов в программу "Курс Потапенко" на "Эхо Москвы", которую он ведет с января 2016 года. Главный редактор этой станции был впечатлен выступлением Потапенко, только начинавшего политическую карьеру, по вопросу взаимодействия государства и бизнеса и предоставил ему час на авторский эфир.

Бизнес-оптимист

Предпринимателю присущ несокрушимый оптимизм: он уверен, что российский бизнес сможет выжить в любой политической и экономической обстановке. Вмешиваясь в политику, он рекомендует частично выводить активы за рубеж для страховки. Мнение бизнесмена доступно на его собственном канале на YouTube, где он выкладывает все свои эфиры на радио и телевидении, серии интервью "Бизнес-кейсы" и многочисленные выступления на форумах и семинарах.

Потапенко-писатель

Новым творением Дмитрия Потапенко является "Честная книга о том, как делать бизнес в России". В ней он дает новичкам полное представление о том, что их ждет в мире предпринимательства. Книга включает в себя реальный опыт бизнесмена, советы и предостережения для новичков. Подробное повествование живописно описывает взаимодействие с проверяющими органами, силовыми структурами, конкурентами - все, что ожидает смельчака, решившегося на предприятие ведения бизнеса в России. Как и подобает Дмитрию Потапенко, все аспекты предпринимательства изложены с юмором и оптимизмом.

Образование и бизнес-пути

Дмитрий Валерьевич Потапенко родился в 1970 году в Москве. Несмотря на слухи о его связях с разведывательными службами, нет подтвержденной информации о семейном прошлом. В своей молодости он занимался карате, борьбой и учился в Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики, получив степень инженера конструктора-технолога. Затем он получил степень MBA в Всероссийской академии внешней торговли.

Его серьезная карьера началась с работы в 1995 году, когда он стал вице-президентом по маркетингу в компании Grundig в странах Балтии. Позже он стал генеральным директором Московского экспериментального завода древесностружечных плит. В начале 2000-х годов он управлял сетью магазинов "Пятерочка" в Москве и Московской области. В 2005 году он основал Management Development Group Inc., фонд стратегического управления, ориентированный на поддержку малых предприятий.

Сегодня бизнес Потапенко сосредоточен на малых сетях, объединяя предпринимателей для противостояния крупным компаниям. Фонд Management Development Group Inc. поддерживает предприятия, помогая им пройти проверки и развиваться. Его проекты охватывают девять стран, включая Чехию, Бельгию, Болгарию и Китай.

Бренды Потапенко

Бренды, продвигаемые компанией, включают "Гастрономчикъ" в Ставрополе. Этот бренд стремится расширить свое воздействие через интернет-торговлю. О других брендах известно меньше, но Потапенко отмечал, что даже два-три магазина в городе - уже сеть, именно такие проекты являются объектом его бизнес-интересов. Годовой оборот управляемых мини-сетей достигает, по разным данным, 300 миллионов долларов.

Бизнес за рубежом

Помимо России, Дмитрий Потапенко развивает свой бизнес в девяти странах. Начиная с нескольких продуктовых магазинов в Чехии, которые он получил в качестве оплаты долга, он рассматривает свои иностранные активы как долгосрочные вложения. Проекты также охватывают Бельгию, Болгарию и Китай.