Найти тему

Перевозка скоропортящихся продуктов по железным дорогам

Сегодня мы расскажем, как развитие железных дорог повлияло на снабжения больших городов скоропортящимися продуктами, каким образом масло, рыба и мясо пересекали тысячи километров и добирались до стола свежими.

Масло и Великий Сибирский путь

Постройка Великого Сибирского пути, так изначально называли Транссибирскую магистраль, оказала колоссальное влияние на все сферы экономики России. В частности, дала толчок развитию сельского хозяйства и пищевой промышленности в Сибири. Сибирское сливочное масло доставлялось в Европейскую часть России, к портам Балтийского моря и далее – за границу, где пользовалось большим спросом. В Сибири появились тысячи маслодельных артелей, которые производили миллионы пудов масла в год. В 1907 году был создан Союз сибирских маслодельных артелей, который открыл свои представительства от Японии до Британии.

Чтобы сохранять масло свежим, были разработаны специальные изотермические вагоны.

Интересный факт!

Доход от экспорта масла, поступающий в российскую казну, в определённый момент превысил выручку от добычи золота.

Историческое фото. Разгрузка вагона-ледника.
Историческое фото. Разгрузка вагона-ледника.

Вагоны для деликатных продуктов

Изотермические вагоны имели двойные стены с утеплителем (пробкой) между ними, пару камер для льда, пару двухстворчатых дверей и дополнительный экран на крыше для перехвата солнечных лучей. Лёд запасался в специальных льдохранилищах на станциях погрузки и по пути следования. Охлаждение происходило вследствие естественной циркуляции воздуха, охлаждённого льдом, при этом распределение его происходило неравномерно, а воздух увлажнялся.

Помимо сибирского масла в изотермических вагонах перевозили рыбу, мясо, молочные продукты, пиво и минеральную воду, а также фрукты.

Для перевозки мяса в вагонах устанавливали крюки для туш. Для перевозки живой рыбы — баки, в которые на станциях подавали воздух, чтобы рыба не задохнулась.

Для перевозки фруктов в летний период в вагоне устанавливали дополнительные решётки в торцевых стенах. Благодаря решёткам вагон проветривался во время движения поезда.

В зимнее время для перевозки таких продуктов, как пиво, в кузове устанавливали одну или две печи, топка которых осуществлялась снаружи вагона.

Историческое фото. Ледник для сибирского масла, Сормово.
Историческое фото. Ледник для сибирского масла, Сормово.

Рефрижераторные поезда

В послевоенное время стали строить полностью цельнометаллические вагоны-ледники, рефрижераторные поезда составностью от 5 до 23 вагонов, в состав которых входили дизель-электрическая станция, вагон с холодильным оборудованием и вагон для персонала. Также строятся автономные рефрижераторные вагоны.

Вагон-ледник в Музее железных дорог России

В нашем музее можно увидеть вагон-ледник для перевозки сибирского масла № 847 025 Омской железной дороги (номер условный). Вагон построен до 1918 года на одном из российских вагоностроительных заводов.

Поступил в музей в 2010 году со станции Идель Октябрьской железной дороги.

Вагон-ледник в Музее железных дорог России.
Вагон-ледник в Музее железных дорог России.

Внутрь вагона можно заглянуть, увидеть масляные бочки, посмотреть фильм об истории развития изотермических вагонов.

Хотите увидеть вагон-ледник своими глазами и посетить инсталляцию? Приходите в наш Музей железных дорог России.