Найти тему

Income Statement (Отчет о прибылях и убытках) – фундаментальный анализ

Эта статья будет для вас РУКОВОДСТВОМ при выборе компаний для инвестирования.

Я решил, что пришло время перейти к сути и написать серию из нескольких статей, объясняющих различные термины, параметры и логику фундаментального анализа.

В своем стиле я постараюсь изо всех сил облегчить вам задачу и представить информацию в легкоусвояемой и понятной форме. Потому что, в конце концов, важно понимать основы деятельности компании.

В статье я остановлюсь на основных понятиях и «лучших практиках» анализа данных для конкретной компании. Я собираюсь сделать это в стиле Уоррена Баффета, поскольку он является ярким примером того, как правильный фундаментальный анализ может указать нам на компании с устойчивым конкурентным преимуществом, которое сделает нас богатыми в долгосрочной перспективе.

Однако обратите внимание, что я часто дистанцируюсь от строгого следования фундаментальным результатам, особенно когда речь идет о новой компании, от которой ожидается рост и у которой впереди большое будущее. Такой компанией, например, является TESLA.

То же самое касается и компаний роста, а также тех, которые недавно появились на бирже. В настоящее время некоторые компании с устойчивыми конкурентными преимуществами, как и многие инновационные предприятия, в некоторой степени отличаются от «старых» устоявшихся фундаментальных практик, поскольку это совершенно новые (инновационные) бизнес-модели, которые диктуют новые, иные правила.

Мы начнем с INCOME STATEMENT, а в следующих статьях мы рассмотрим Balance Sheet и Cash Flow. Полная и достоверная информация о трех типах отчетов доступна на каждом финансовом сайте, таком как Yahoo Finance (включая мобильные приложения), на сайтах компаний, которые мы «исследуем», а также на веб-сайте SEC — Комиссии по ценным бумагам и биржам (если компании американец).

Для этой серии статей я решил использовать сайт Macrotrends.net

Я решил привести пример с macrotrends.net, потому что он дает точно, лаконично и понятно те отчеты, которые интересуют нас, как начинающих инвесторов. В Yahoo Finance, например, вы найдете немало дополнительных строк, которые могут вас смутить и заставить задуматься, какой параметр отслеживать.

Однако информация везде одинакова и доступна инвесторам совершенно бесплатно. Каждый решает сам, где ему удобнее проводить анализ.

INCOME STATEMENT (Отчет о прибылях и убытках)

Отчет о прибылях и убытках компании является наиболее важным отчетом из трех. Он показывает нам, какой оборот (выручку) получила компания, реализующая данный товар, а также каковы затраты на реализацию этого товара. Когда мы вычитаем расходы из доходов, мы узнаем, получает ли компания прибыль или убыток от своей деятельности. То есть благодаря отчету о прибылях и убытках нам становится понятно, получает ли компания прибыль или убыток на основании тех данных, которые она нам предоставляет.

Этот тип отчета обычно публикуется ежеквартально, а также в конце финансового года соответствующей компании. Обратите внимание, что не все компании начинают финансовый год одновременно. Компания А может начать его в апреле 2022 года и закончить в апреле 2023 года. Компания Б, скажем, начинает «отсчитывать» год с 1 декабря 2022 года по следующее 1 декабря 2023 года.

Начнем с рассмотрения каждой строки отчета о прибылях и убытках. В качестве примера мы возьмем компанию Alphabet Inc., чей тикер на американской фондовой бирже NASDAQ — GOOG. Для этого входим в Macrotrends.net и находим меню STOCK RESEARCH.

Stock Research macrotrends.net
Stock Research macrotrends.net

После нажатия в правом верхнем углу у нас появляется поле поиска, куда мы вводим название компании - Alphabet (Google). Нас интересует Income Statement (отчет о прибылях и убытках), поэтому нажимаем на него.

-3

И вот что нам должны показать:

-4

Для нас загружен отчет о прибылях и убытках компании Google за длительный период времени (2009 – 2023 гг.) с разбивкой по финансовым годам, и мы также видим, что доступно множество других меню, которые дают нам прямую информацию. Например, с помощью меню PRICES мы отслеживаем, как менялась цена акций за определенный период. Есть графики и табличная история, которые могут вам помочь.

Для нас сейчас важно находиться на вкладке FINANCIALS и подменю «Income Statement». Выберите Format: Annual, чтобы просмотреть отчет о доходах Google на конец финансового года. У нас также есть опция «Quaterly», которая загрузит нам квартальные отчеты. Цифры, которые мы увидим, выражены в миллионах долларов США ($). То есть 282 836 долларов будут означать 282,836 миллиарда долларов.

В крайнем правом углу находится зеленая кнопка «View Annual Reports», которая приведет нас на официальный сайт SEC (sec.gov), где мы сможем найти отчеты, отправленные Google, с дополнительной текстовой информацией. Рекомендую взглянуть на каждый из них, чтобы увидеть, как компания «представляет себя» этому заведению. Нас интересует форма 10-К.

-5

Нажатие на одну из двух кнопок откроет дополнительную информацию о компании, а также значения из самого отчета, который мы будем использовать с сайта macrotrends.net.

А вот как выглядит отчет о прибылях и убытках Google за 2022 год:

-6

Revenue — выручка.

Первой строкой отчета о прибылях и убытках всегда является выручка. Также встречается как общий доход, валовой доход, чистые продажи. Он показывает нам, каков оборот, т.е. сколько денег компания заработала на продаже товаров или услуг.

Сам по себе этот параметр мало что нам говорит и даже может ввести в заблуждение. Большое число доходов не означает автоматически большую прибыль. Важны расходы, которые вычитаются из этого общего оборота. Во многих случаях они могут превышать сам доход. Тогда компания «в убытке» — тратит больше, чем зарабатывает.

Если после вычета расходов получится положительное число, это будет означать, что компания получает прибыль. Такова элементарная логика этого первого порядка. Мы увидим, что существует множество особенностей, которые мы можем принять во внимание при анализе отчета о прибылях и убытках. Не все, что кажется простым и понятным на первый взгляд, на самом деле таково.

А теперь посмотрите на историю доходов Google за многие годы. Именно такой график ищет долгосрочный инвестор. Настоящая красота! Эти диаграммы доступны при наведении курсора на небольшой значок справа от каждого параметра:

-7

Итак, как мы поняли, Выручка — это общая сумма всех продуктов и услуг, которые данная компания продала в течение года. Мы идем дальше.

Cost of Goods Sold (COGS) – затраты на проданные товары и услуги.

Этот параметр показывает нам стоимость прямых затрат на производство определенных продуктов или, в случае Google, затрат на предоставление рекламных услуг. COGS включает затраты на материалы и рабочую силу, которые напрямую связаны с конкретным продуктом.

Вы также можете встретить COGS как себестоимость выручки или себестоимость продаж. Все эти понятия означают одно и то же и дают одну и ту же информацию.

Например, если мы возьмем компанию, производящую деревянные столы и стулья, себестоимостью для этой компании будут деньги, потраченные на такие материалы, как дерево, клей, лаки и т. д., а также затраты на рабочую силу, чтобы собрать все это воедино, доски и отдельные элементы для получения конечного продукта – стола или стула. Этот параметр не включает затраты на маркетинг и распространение.

В себестоимость мы также включаем стоимость всех имеющихся материалов (запасов), которые у нас есть на начало отчетного периода. К ним прибавляем сумму, которую мы потратили на дополнительные материалы. Из полученной суммы вычитаем запасы, которые мы не использовали для производства реализуемого товара.

COGS = начальный запас + покупки в течение периода – конечный запас

Начальный запас – это, например, тот, который остался с последнего отчетного периода. Итоговый запас – это тот, который мы не смогли использовать для производства и, соответственно, реализации продукции, и с ним мы вступаем в следующий финансовый год.

Приятно знать, что существует прямая корреляция между себестоимостью продаж и чистой прибылью компании. Когда себестоимость растет, чистая прибыль падает. С другой стороны, если мы будем предлагать все более масштабные услуги и продукты, то COGS увеличится, если мы будем стремиться обеспечить качество для наших клиентов. Нормальным является сбалансированное увеличение этого параметра пропорционально увеличению оборота компании.

-8

Когда у нас есть данные о выручке и стоимости проданных товаров, мы находим значение следующего параметра.

Gross Profit - валовая прибыль.

Вычитая себестоимость реализованной продукции из выручки, мы получаем ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ компании:

Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость проданных товаров

В случае Google валовая прибыль = $282 836 – $126 203 = $156 633. Это чуть больше $156 миллиардов. Сам отчет в таблице отчета о прибылях и убытках показывает нам это.

Этот показатель используется для определения финансового «здоровья» компании и показывает нам, сколько денег осталось после вычитания из общего объема продаж продуктов и услуг (Revenue) затрат, непосредственно связанных с созданием этих продуктов и услуг (COGS).

В целом параметр валовой прибыли, рассматриваемый индивидуально, на первый взгляд мало что нам говорит, но именно этот параметр мы используем для определения GROSS PROFIT MARGIN компании, которая является довольно хорошим показателем финансовой успешности компании.

Gross Profit Margin

Вы не найдете в отчете о прибылях и убытках строки с таким названием. Поэтому надо либо посчитать самому, либо просто найти на сайте. В большинстве случаев мы указываем его отдельно в процентах. На сайте macrotrends.net переходим в поле «Gross Margin»:

-9

Проще говоря, чем выше эта маржа, тем «лучше» компания. По мнению Уоррена Баффета, компании с GPM 40% и выше обладают определенными конкурентными преимуществами и привлекательны для инвестиций.

С другой стороны, если мы имеем сильно волатильный график GPM, а также низкое значение этого показателя (ниже 40%), это будет означать, что у компании сильная конкуренция, и единственный способ существовать на рынке – это снижение цены на свою продукцию, тем самым снижая выручку, в то время как себестоимость продукции остается на том же уровне или даже увеличивается. Отсюда и более низкая валовая прибыль и, соответственно, более низкая валовая маржинальность.

Возьмем, к примеру, компанию General Motors (GM), которая работает в высококонкурентной автомобильной промышленности. Ее GPM на 2023 год составляет 12,69%.

Теперь сравните валовую маржу GM (12,69%) с валовой маржой Google (55,38%). Вы видите, о какой огромной разнице мы говорим. Google — супер аппетитная компания для инвестиций по этому параметру.

Если мы хотим самостоятельно рассчитать валовую маржу, это очень легко сделать, разделив валовую прибыль на доход и, наконец, умножив на 100. Давайте сделаем это с для Google:

Gross Profit Margin = Gross Profit / Revenue x 100

GPM = 156 633 / 282 836 x 100 = 55,38%

Рекомендуется проследить этот параметр с течением времени, чтобы убедиться в его постоянстве, а не просто смотреть на проценты за текущий или прошлый год.

Наконец, важно знать, что существует немало причин, по которым высокая валовая прибыль может ввести нас в заблуждение, если мы учитываем только ее при выборе компании для инвестиций. Если бы все было так просто, не было бы такого количества строк, условий и отчетов вообще.

GPM может быть высоким, но если у компании большие затраты на следующие параметры, которые мы упомянем (исследования и разработки, расходы на общие и административные расходы), то вполне возможно, что конкурентное преимущество, если мы думали, что оно у нее есть до сих пор, будет «съедены» этими затратами.

После того, как мы определили, сколько денег «поступает» в компанию в качестве оборота и какой процент их остается после основных расходов, пора обратить внимание на остальные расходы, которые есть у компании.

Operating Expenses – оперативные расходы (SG&A, Research and Development и другие)

Operating expenses – это расходы, связанные с управлением бизнесом. Короче говоря, OPEX - это те платежи, которые необходимо производить независимо от того, сколько продукции продано.

Таковы, например, зарплаты, накладные расходы, маркетинг и куча других. Большинство этих затрат обычно группируются в две подкатегории:

SG&A – Selling, General & Administrative

Это платежи, связанные с продажами, маркетингом, административными и юридическими услугами, арендой, страхованием, расходными материалами, а также ряд других расходов. Можно догадаться, что чем меньше эти расходы, тем больше будет прибыль компании, и даже в трудные времена, когда выручка упадет, компания все равно сможет дольше выплачивать зарплату, поддерживать свой маркетинг и бизнес в целом.

Этот параметр рассчитывается и представлен в процентах. Таким образом, это дает нам еще более четкое представление о финансовом благополучии компании. Мы можем рассчитать отношение SGA к выручке или к валовой прибыли.

SGA ratio = SG&A Expenses / Revenue х 100

SGA ratio = SG&A Expenses / Gross Profit х 100

В случае Google, если мы сравним расходы SGA с оборотом компании, мы получим коэффициент SGA около 14,95%. Относительно валовой прибыли этот показатель составит 27%. Это невероятные цифры. Все, что ниже 30%, считается бизнес-моделью, имеющей сильное конкурентное преимущество.

И конечно, если мы посмотрим исключительно на этот параметр, это может ввести нас в заблуждение, если следующий, который окажется под вопросом, будет иметь слишком высокие значения.

Research and Development Expenses

Этот вид расходов имеет особое значение для нас как долгосрочных инвесторов. Если он стабильно высок, это означает, что анализируемая нами компания работает на высококонкурентном рынке. А высококонкурентные ниши — это арены борьбы между компаниями за то, кто предложит более инновационный продукт. Это, как известно, стоит немалых средств на исследования, эксперименты, испытания.

Находясь на таком рынке, компании конкурируют за создание новых продуктов и предоставление их потребителям. Это, конечно, одно из самых дорогостоящих начинаний. В качестве примера можно взять автомобильную промышленность и такие бренды, как GM или Ford, которые несут огромные расходы на SGA и R&D.

Мы можем рассчитать соотношение R&D ratio так же, как мы это сделали для расходов SGA:

R&D ratio = R&D Expenses / Revenue х 100

R&D ratio = R&D Expenses / Gross Profit х 100

Естественно, в долгосрочной перспективе хорошо выбирать такие компании, у которых более низкий коэффициент исследований и разработок.

В нашем случае с Google этот показатель снова находится на уровнях около 20%, что является хорошо сбалансированным значением.

Операционные расходы не включают затраты на приобретение недвижимости, транспортных средств или нового оборудования. Это капитальные затраты, которые мы рассмотрим в будущих статьях о других типах отчетов.

На сайте macrotrends.net вы увидите параметр COGS (себестоимость проданных товаров), включенный в качестве окончательного показателя операционных расходов.

Operating Income - Операционная прибыль

Мы получаем этот показатель, вычитая OPEX из валовой прибыли.

Operating Income = Gross Profit – Operating Expenses

Вот довольно красивое изображение любимой компании:

-10

Операционный доход показывает нам, какая часть оборота (выручки) компании в конечном итоге выходит в виде прибыли. Предприятия, генерирующие растущий операционный доход, являются фаворитами долгосрочных инвесторов, поскольку это говорит о хорошем управлении всеми упомянутыми выше расходами.

Non-Operating Income/Expense - Внеоперационные доходы и расходы

Внеоперационные доходы и расходы – это прибыли или убытки, полученные от не основной деятельности компании. То есть это доход или потраченные деньги, не имеющие отношения к ведению бизнеса и следованию бизнес-модели данной компании. Таковы, например, инвестиции, которые сделала компания, обмен иностранной валюты и другие.

Если, скажем, компания Google купила недвижимость за 100 000 долларов США, а затем продала ее за 150 000 долларов США (прибыль 50 000 долларов США), это неоперационный доход, поскольку Google не занимается бизнесом с недвижимостью, и эта финансовая сделка не является частью бизнеса Google.

Если та же недвижимость продается за $80 000, то можно сказать, что данная сделка является внеоперационными расходами, поскольку компания от нее несет убыток.

Pre-Tax Income – прибыль до уплаты налогов.

Когда мы добавляем неоперационный доход к операционному доходу (путем вычитания неоперационных расходов), мы получаем доход до налогообложения.

Pre-Tax Income = Operating Income + (Non Operating Income – Non Operating Expense)

Это ОБЩИЙ доход до уплаты налогов.

Этот показатель важен, и по нему мы снова узнаем, увеличивает ли компания свои доходы:

-11

Income Taxes - Налоги на прибыль

В принципе, это должна быть простая операция — мы умножаем доход до налогообложения на соответствующий процент налоговой ставки и получаем, сколько налогов должна заплатить компания. В большинстве случаев, особенно с крупным бизнесом, это не так. И чаще всего используют налоговые вычеты.

Компании имеют возможность воспользоваться рядом льгот в части налогообложения и тем самым существенно сократить суммы, которые они платят в государственную казну. Слышали ли вы, что богатые, т.е. предприятия не платят налогов в процентах от своего дохода или, по крайней мере, не так много, как каждый работающий человек? Ну, это правда. И для этого есть причины вполне законные, например, отчисление неденежных статей на амортизацию. Подробнее об этих параметрах мы узнаем в статьях для других типов отчетов.

А если год для компании убыточный, то налоги, которые она должна, составляют $0,00. По сути, налоги, которыми облагаются компании, основаны на отчетах, отличных от тех, к которым у нас, инвесторов, есть доступ.

Income After Taxes - Доход после уплаты налогов

Вы догадываетесь, как посчитать этот показатель, если хотите сделать это «вручную»:

Income After Taxes = Pre Tax Income – Income Taxes

Other Income - Прочие доходы

Этот вид дохода чем-то похож на внеоперационный доход, с той разницей, что они обычно являются единовременной продажей недвижимости или какого-либо долгосрочного актива, и эти операции не связаны с коммерческой деятельностью компании. Существует неписаное правило: значение в этом столбце не должно выражаться в больших процентах. Если да, то он переносится в часть «Неоперационные доходы».

Income From Continuous Operations - Доход от непрерывной деятельности

Этот показатель мы получаем следующим образом:

Income from continuous Operations = Income After Taxes + Other Income

Income From Discontinued Operations - Доход от прекращенной деятельности

Доход от прекращенной деятельности относится к частям основного бизнеса или продуктовой линейки компании, которые были проданы или закрыты и которые отражаются отдельно от продолжающейся деятельности в отчете о прибылях и убытках.

В отчете о прибылях и убытках компании доходы от прекращенной деятельности отделены от доходов от продолжающихся операций, чтобы инвесторы могли четко видеть, какие деньги поступают от текущих операций по сравнению с теми, которые были прекращены. Несмотря на прекращение деятельности, они могут приносить прибыль или убыток в течение отчетного года.

Net Income - Чистая прибыль

Момент истины – ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ. Это прибыль или убыток, о которых сообщается акционерам. Естественно, здесь мы также ищем восходящий тренд:

-12

Имея чистый доход (также чистую прибыль) компании, мы можем получить очень хороший коэффициент, который мы называем коэффициент чистой прибыли. Через него мы видим в процентах соотношение чистой прибыли к обороту (Revenue).

Если мы перейдем в раздел «Margin» на сайте macrotrends.net, то обнаружим, что это соотношение для Google составляет 21,2%:

-13

Находим этот параметр, разделив чистый доход на выручку компании и умножив на 100:

Net Profit Margin = Net Income / Revenue x 100

Этот процентный показатель очень важен при выборе компаний для инвестирования. Те, у кого есть конкурентное преимущество, такие как Google, определенно получают более высокий процент чистой прибыли.

Не следует смотреть только на чистую прибыль компании, поскольку это может ввести в заблуждение. Я буду использовать пример, который очень хорошо объяснен в одной из книг Уоррена Баффета — «Уоррен Баффет и анализ финансовой отчетности»:

В такой ситуации мы можем оказаться, глядя только на чистую прибыль компаний. Компания А сообщает о чистой прибыли в размере 2 миллионов долларов за финансовый год. Компания B сообщает о чистой прибыли в размере 5 миллионов долларов за финансовый год. На первый взгляд 2-я компания выгоднее. Но это может быть совсем не так.

Если компания А имеет выручку в размере 10 миллионов долларов США и сообщает о чистой прибыли в размере 2 миллионов долларов США, то ее чистая прибыль составит 20%.

Если компания Б имеет выручку в размере 100 миллионов долларов США и сообщает о чистой прибыли в размере 5 миллионов долларов США, то ее чистая прибыль составит 5%.

В какую из двух компаний вы бы инвестировали? Я бы предпочел первую.

Еще одна деталь о строке ЧИСТЫЙ ДОХОД в отчете о прибылях и убытках заключается в том, что на стоимость может повлиять выкуп акций, но это будет обсуждаться чуть ниже.

EBITBA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization)

Это еще один параметр, который находится ниже последнего (чистая прибыль) и представляет собой другой метод определения прибыльности компании. Короче говоря, он дает нам стоимость до вычета процентов, налогов, износа и амортизации. Значения износа и амортизации вы можете увидеть в Отчете о движении денежных средств компании, для которого будет отдельная статья.

EBIT: Earnings Before Interest and Tax

Как следует из названия, этот показатель дает нам значения до вычета процентов и налогов. Прибыль до вычета процентов и налогов (EBIT) примерно равна операционному доходу, хотя и не обязательно идентична ему. Как и операционный доход, EBIT используется при анализе основной деятельности компании без влияния затрат, связанных со структурой капитала или налоговой юрисдикцией.

Basic Shares Outstanding - Базовые акции в обращении.

Это общее количество акций компании, доступных для торговли на бирже. Параметр представляет собой количество акций, выпущенных инвесторам, которыми могут быть как учреждения, так и частные лица. Существует 2 типа акций – базовые и полностью разводненные. Базовые акции в обращении сообщает о текущем количестве акций с плавающей долей. Используя это значение, мы рассчитываем Basic EPS — базовую прибыль на акцию.

Shares Outstanding (fully diluted) – Акции в Обращении

Это индикатор, который мы называем полностью разбавленным. Сюда входят все обыкновенные акции, которые были бы в обращении, если бы все конвертируемые облигации, опционы и другие подобные инструменты были конвертированы в обыкновенные акции. Другими словами, полностью разбавленные акции в обращении включают не только те акции, которые выпущены в настоящее время, но и те, которые могут быть востребованы путем конвертации. Именно акции в обращении (полностью разводненные) используются для расчета разводненной прибыли на акцию (EPS).

Basic Earnings Per Share - Базовая прибыль на акцию

Мы находим этот параметр, разделив чистую прибыль на количество выпущенных базовых акций.

Earnings Per Share (EPS) - Прибыль на акцию

-14

Google EPS

Это чрезвычайно важный параметр для оценки компании, поскольку прибыль на акцию также используется при определении соотношения P/E (цена к прибыли), с помощью которого мы сравниваем и измеряем эффективность компании по сравнению с конкурентами в той же нише.

Вот как мы находим EPS:

Basic EPS = NET Income / Basic Shares Outstanding

Diluted EPS = NET Income / Fully Diluted Shares Outstanding

На macrotrends.net можно получить оба показателя:

  • Basic Shares Outstanding для базовых выпущенных акций в обращении.
  • EPS – Earnings per Share для полностью разводненного расчета.

Настал момент упомянуть о практике выкупа акций и о том, как она может дать нам разную ценность. Этот «выкуп» компаниями, также называемый обратным выкупом акций, представляет собой выкуп акций компаниями. То есть они сами выкупают свои акции, которые они выпустили, и тем самым уменьшают их как количество на рынке.

В этом нет ничего плохого, но когда это происходит, количество акций в обращении уменьшается, и, как мы видели, мы используем этот параметр в уравнении Net Income / Shares Outstanding. Отсюда и увеличение EPS. Чем меньше стоимость акций в обращении, тем выше будет показатель EPS.

Пример: мы видим, что на 2022 год в обращении находится 14 046 акций Google Shares outstanding (diluted). Мы рассчитываем:

EPS = Net Income / Shares Outstanding

EPS = 59 972 / 14 046 = 4.27

Давайте теперь предположим, что Google выкупила часть своих акций через программу обратного выкупа акций, и в настоящее время в обращении находится 10 000 акций.

EPS = 59 972 / 14 046 = 5.97

Вы поняли «игру», не так ли?

Друзья, это была первая статья, связанная с финансовой отчетностью и фундаментальным анализом. Надеюсь, вам понравилось и вы узнали что-то новое, что до сих пор ускользало от вас. Я также узнал и запомнил кое-что, когда писал эту длинную статью. Спасибо!

В ближайшее время появятся новые статьи, связанные с фундаментальным анализом компаний. Но не принимайте мое мнение как окончательное, всегда проводите исследования. Я не претендую на звание профессионала в фундаментальном анализе, вовсе нет. Но полезно знать основы и то, во что именно мы инвестируем, а не просто выбрасывать наши деньги в очередную «яму», которая, как мы «думаем», сделает нас богатыми.

Если вам понравился этот контент, вы можете поделиться им с людьми, которые заинтересованы в инвестировании. Я думаю, что это, безусловно, пойдет им на пользу.