Светлана, HR-менеджер
Привет! Если ты хочешь сдать экзамен 1С:Специалист, то тебе нужно быть готовым к тому, что тебя ждет много теории и практики по разным темам, связанным с программными продуктами 1С.
Как проходит экзамен 1С:Специалист
Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части тебе нужно будет ответить на вопросы по предметной области, конфигурированию и администрированию на 1С:Предприятие, а также по специфике типовых решений. В практической части тебе нужно будет выполнить задания по настройке и использованию 1С в разных ситуациях. Для того, чтобы успешно сдать экзамен, тебе не только нужно знать теорию, но и уметь применять ее на практике, а также быть внимательным, сконцентрированным и уверенным в себе.
Но как подготовиться к такому сложному экзамену, не перегрузив свой мозг? Как избежать стресса, скуки или путаницы при изучении большого объема или сложности информации? Как повысить свою мотивацию, интерес и уверенность при обучении?
На эти вопросы может помочь ответить теория когнитивной нагрузки — это теория обучения, которая говорит, что ты можешь лучше усваивать и запоминать информацию, если она не перегружает твой мозг. В этой статье я расскажу тебе, как использовать эту теорию для подготовки к экзамену 1С:Специалист, а именно, как учитывать тип и уровень когнитивной нагрузки, как применять разные методы для снижения внутренней и внешней нагрузки, и как увеличивать дополнительную нагрузку.
Что такое когнитивная нагрузка?
Когнитивная нагрузка — это количество информации, которое ты должен одновременно держать в голове, чтобы понять и запомнить материал, или чтобы решить задачу. Например, когда ты слушаешь объяснения преподавателя или читаешь учебник, ты используешь свою рабочую память — это память, которая хранит и обрабатывает информацию, необходимую для выполнения текущих задач. Но у рабочей памяти есть свои ограничения: она может вместить только около семи элементов информации одновременно, и она может хранить их только около 20 секунд, если ты не повторяешь их. Поэтому, если ты пытаешься запомнить слишком много или слишком сложной информации, то твоя рабочая память может переполниться, и ты не сможешь эффективно учиться.
Некоторые исследователи используют термин "рабочая память" и отличают его от кратковременной памяти, хотя эти два понятия пересекаются. Вы можете рассматривать рабочую память как свою кратковременную память, объединяющую стратегии и знания из вашего банка долговременной памяти для помощи в принятии решения или вычислении.
Также, у тебя есть еще один вид памяти — долговременная. Это память, которая хранит все твои знания и навыки, которые ты можешь использовать, когда тебе нужно. В долговременной памяти информация хранится в виде схем — это упорядоченные структуры, которые представляют собой единицы знания.
Например, у тебя есть схема про то, что такое "1С:ERP Управление предприятием", как она работает, какие функции она выполняет и т.д. Схемы помогают тебе решать разные задачи, понимать разные элементы в рамках одной темы как единое целое, и формировать базу знаний. У долговременной памяти практически нет ограничений по емкости и длительности, поэтому ты можешь накапливать и организовывать информацию в виде схем.
Также выжеляют ещё один тип памяти - сенсорная. Это очень краткое (около трех секунд) воспоминание о сенсорном опыте, например, о том, что мы только что видели или слышали. Некоторые сравнивают сенсорную память с быстрым снимком того, что вы только что пережили, который быстро исчезает.
Как это работает
Согласно теории когнитивной нагрузки, процесс обучения заключается в том, чтобы перенести информацию из рабочей памяти в долговременную память, где она превратится в схемы. Для этого нужно, чтобы твоя рабочая память не была перегружена излишней или нерелевантной информацией, которая мешает пониманию и запоминанию материала. Поэтому важно учитывать тип и уровень когнитивной нагрузки, которую ты испытываешь при обучении.
Типы и уровени когнитивной нагрузки
Когнитивная нагрузка разделена на три вида:
- Внутренняя когнитивная нагрузка — это нагрузка, которая определяется сложностью самого учебного материала и уровнем твоих предварительных знаний по теме. Эта нагрузка не может быть изменена без изменения содержания или цели обучения. Например, если ты изучаешь новую тему, которая имеет много новых понятий, правил и исключений, то твоя внутренняя когнитивная нагрузка будет высокой, потому что тебе нужно будет запомнить и понять много новой информации. Если же ты изучаешь тему, которая тебе уже знакома, или которая имеет мало новой информации, то твоя внутренняя когнитивная нагрузка будет низкой, потому что тебе нужно будет только повторить или углубить свои знания.
- Внешняя когнитивная нагрузка — это нагрузка, которая определяется способом представления и организации учебного материала, а также условиями обучения. Эта нагрузка может быть изменена без изменения содержания или цели обучения. Например, если ты получаешь материал в неудобном или неэффективном формате, например, в виде текста без иллюстраций, таблиц, схем и т.д., или в виде аудио- или видеозаписи без субтитров, оглавления, пауз и т.д., то твоя внешняя когнитивная нагрузка будет высокой, потому что тебе нужно будет приложить дополнительные усилия, чтобы воспринять и обработать информацию.
Если же ты получаешь материал в удобном и эффективном формате, например, в виде интерактивного курса с разнообразными видами информации, заданиями, обратной связью и т.д., то твоя внешняя когнитивная нагрузка будет низкой, потому что тебе будет легче понять и запомнить информацию. Также перегружают внешнюю когнитивную нагрузку плохие условия, в которых происходит усвоение учебного материала: неудобное рабочее место, шум, разговоры, социальные сети, отвлечение по рабочим вопросам и пр.
- Дополнительная когнитивная нагрузка — это нагрузка, которая определяется степенью усилий, которые ты прилагаешь для обработки, понимания и запоминания материала, а также для формирования и усовершенствования схем в долговременной памяти.
Эта нагрузка может быть увеличена без увеличения общей нагрузки на рабочую память, если внутренняя и внешняя нагрузки оптимальны. Например, если ты прилагаешь мало усилий для обработки, понимания и запоминания материала, а также для формирования и усовершенствования схем в долговременной памяти, то твоя дополнительная когнитивная нагрузка будет низкой, потому что ты не будешь достаточно мотивирован, заинтересован или уверен в себе. Если же ты прилагаешь много усилий для обработки, понимания и запоминания материала, а также для формирования и усовершенствования схем в долговременной памяти, то твоя дополнительная когнитивная нагрузка будет высокой, потому что ты будешь очень мотивирован, заинтересован или уверен в себе.
Что же делать?
При подготовке к экзамену тебе нужно учитывать тип и уровень когнитивной нагрузки, которую ты испытываешь, и адаптировать свои стратегии обучения в соответствии с ними. Например, если ты имеешь низкий уровень предварительных знаний по теме, то тебе нужно начать с изучения основных понятий, терминов и правил, используя простые и понятные примеры, а также разбивать материал на небольшие порции, чтобы не перегружать свою рабочую память.
Если же ты имеешь высокий уровень предварительных знаний по теме, то тебе нужно углублять и расширять свои знания, используя более сложные и интересные примеры, а также интегрировать разные аспекты материала в единые целые, чтобы формировать более сложные и устойчивые схемы.
Как снизить внутреннюю и внешнюю нагрузку?
Для снижения внутренней и внешней нагрузки ты можешь использовать разные методы, которые помогут тебе лучше воспринимать и обрабатывать информацию, а также избегать лишнего или ненужного. Вот некоторые из них:
- Постепенное усложнение материала. Это метод, который заключается в том, что ты начинаешь с изучения простых и базовых концепций, а затем постепенно переходишь к более сложным и продвинутым. Таким образом, ты можешь построить свои знания на основе уже имеющихся, а не пытаться запомнить все сразу. Например, если ты изучаешь конфигурирование на 1С:Предприятие, то ты можешь начать с того, что такое конфигурация, какие она имеет свойства, как ее создать и открыть, а затем перейти к тому, как добавлять и изменять объекты метаданных, как настраивать формы, отчеты, обработки и т.д.
- Разбиение материала на более мелкие части. Это метод, который заключается в том, что ты делишь большой и сложный материал на более маленькие и простые части, которые ты можешь легче понять и запомнить. Таким образом, ты можешь снизить объем информации, который ты должен держать в голове одновременно, а также повысить свою концентрацию и внимание. Например, если ты изучаешь бухгалтерский учет, то ты можешь разбить его на участки учета (учет ОС и НМА, учет материалов, учет затрат и пр.).
- Объединение связанных элементов в единые целые. Это метод, который заключается в том, что ты группируешь разные элементы информации, которые имеют общий смысл или связь, в одну единицу, которую ты можешь легче запомнить и вспомнить. Таким образом, ты можешь уменьшить количество элементов, которые ты должен держать в голове одновременно, а также улучшить свою память и понимание. Например, если ты изучаешь налоговый учет, то ты можешь объединить разные налоги, которые ты должен учитывать, в одну категорию, например, прямые, косвенные или федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
- Устранение лишней или избыточной информации. Это метод, который заключается в том, что ты отбрасываешь ту информацию, которая не несет важного значения для твоей цели обучения, или которая повторяет то, что ты уже знаешь. Таким образом, ты можешь сосредоточиться на той информации, которая действительно нужна тебе, а не отвлекаться на ненужные детали. Например, если ты изучаешь специфику типовых решений, то ты можешь игнорировать ту информацию, которая касается общих функций платформы 1С:Предприятие, или которая повторяет то, что ты уже изучил по другим темам.
- Использование различных форматов и средств представления информации. Это метод, который заключается в том, что ты используешь разные форматы и средства представления информации, такие как текст, графика, анимация, звук и т.д., чтобы сделать информацию более наглядной, интересной и понятной. Таким образом, ты можешь улучшить свое восприятие и память, а также избежать скучного или однообразного обучения. Например, если ты изучаешь функциональность 1С:Управление торговлей, то ты можешь использовать не только текстовые описания, но и графические схемы, анимированные демонстрации, звуковые комментарии и т.д.
- Структурирование и организация информации. Это метод, который заключается в том, что ты используешь разные элементы, которые помогают тебе логично и последовательно упорядочить и представить информацию, такие как заголовки, списки, таблицы, схемы, резюме и т.д. Таким образом, ты можешь облегчить свое понимание и запоминание информации, а также выделить ключевые идеи и детали. Если ты изучаешь прикладные решения, то ты можешь использовать не только текстовый материал, но и таблицы, которые показывают сравнение разных решений по разным параметрам, или схемы, которые показывают структуру и взаимосвязь разных объектов и процессов. Например, очень удобным представлением информации являются ментальные карты, которые легко составляются и интуитивно понятны.
Как увеличить дополнительную нагрузку?
Для увеличения дополнительной нагрузки ты можешь использовать разные методы, которые помогут тебе лучше обработать, понять и запомнить информацию, а также формировать и усовершенствовать схемы в долговременной памяти. Вот некоторые из них:
- Предоставление обратной связи, поощрения и поддержки. Это метод, который заключается в том, что ты получаешь от кого-то (например, преподавателя, руководителя, наставника, коллеги, друга или самого себя) информацию о том, как ты справляешься с обучением, что ты делаешь хорошо, что ты можешь улучшить, какие ты достигаешь результаты и т.д. Таким образом, ты можешь повысить свою мотивацию, интерес и уверенность, а также исправить свои ошибки и недостатки. Например, если ты готовишься к экзамену, то ты можешь пройти пробный тест, получить оценку и комментарии, похвалить себя за успехи или поддержать опять же себя в случае неудачи.
- Стимулирование критического мышления и рефлексии. Это метод, который заключается в том, что ты анализируешь, оцениваешь и критикуешь информацию, которую ты изучаешь, а также свои собственные знания, навыки и действия. Таким образом, ты можешь глубже понять и запомнить информацию, а также развить свои способности к решению проблем, принятию решений и творчеству. Например, если ты изучаешь конфигурирование на 1С:Предприятие, то ты можешь задавать себе вопросы, такие как: почему это так работает? как это можно сделать лучше? что будет, если я изменю это? что я могу сделать по-другому? и т.д.
- Использование метакогнитивных стратегий. Это метод, который заключается в том, что ты осознаешь и контролируешь свои когнитивные процессы, такие как внимание, память, мышление, решение проблем, творчество и т.д. Таким образом, ты можешь улучшить свою деятельность, а также научиться учиться. Например, если ты изучаешь бухгалтерский учет, то ты можешь использовать такие стратегии, как: постановка целей, планирование, самонаблюдение, самоконтроль, самооценка и т.д.
Вывод
Теория когнитивной нагрузки — это полезный инструмент для подготовки к любому экзамену, в т.ч. 1С:Специалист, так как она помогает тебе понять, как ты учишься, и выбирать наиболее эффективные и адаптивные методы и средства обучения, учитывая твои индивидуальные особенности, цели и потребности.
При подготовке к экзамену тебе нужно учитывать тип и уровень когнитивной нагрузки, которую ты испытываешь, и адаптировать свои стратегии обучения в соответствии с ними. Для снижения внутренней и внешней нагрузки ты можешь использовать разные методы, такие как постепенное усложнение материала, разбиение его на более мелкие части, объединение связанных элементов в единые целые, устранение лишней или избыточной информации, использование различных форматов и средств представления информации, структурирование и организация информации и т.д.
Для увеличения дополнительной нагрузки ты можешь использовать такие методы, как предоставление обратной связи, поощрения и поддержки, стимулирование критического мышления и рефлексии, использование метакогнитивных стратегий и т.д.
Таким образом, теория когнитивной нагрузки поможет тебе оптимизировать свой процесс обучения и повысить свои шансы на успешную сдачу экзамена.
Удачи! И ни пуха, ни пера!
Лайк, если статья была полезна
Еще больше интересных тем — в нашем Telegram-канале