Проблема соотношения естественных и гуманитарных наук впервые в новое время была поставлена, по-видимому, классическим марксизмом. Один из основателей социологии Г.Спенсер, хотя и был в оппозиции марксизму, так же считал, что общественные законы могут быть действенными, если они не противоречат естественным законам.
По объекту исследования ближайшей к социологии естественной наукой является биология. Поэтому вполне логично, что в социологии в связи с исследованием ее естественнонаучных основ сформировались такие направления, как социал-дарвинизм и мальтузианство, а потом и биосоциология/социобиология. Одновременно возник вопрос о сводимости социологии к биологическим наукам. Но такое сведение крайне нерационально, так как предмет исследования социологии и биологических наук совпадает лишь частично. Важно так же отметить, что собственно естественнонаучный подход в этих биологических науках применительно к объекту социологических исследований практически никак не реализован.
Исторически «наиболее естественной» наукой является физика (от φύσις — природа), основы которой большинство ученых не связывают с нематериальными феноменами реальности. В отечественной биологии в название многих научных направлений, предметом которых являются естественные (базовые, физико-химические) процессы, происходящие в живом организме, входит слово физиология (физиология человека и животных, физиология растений, физиология фотосинтеза, физиология питания) и т. д. Одно из направлений медицины, использующее для лечения внешние физические воздействия называется физиотерапия. По аналогии вполне логично обозначить формирующееся в социологии направление, предметом исследования которого является взаимосвязь естественных процессов в организме человека и социальных процессов, физиосоциологией (physiosociology).
В чём же возможная новизна физиосоцологической парадигмы, как основы исследования проблем, возникающих на границе взаимодействия идеальной и материальной реальности существования человечества?
Ввиду того, что физика — царица всех естественных наук, возникает соблазн сведения всех естественных (а иногда и гуманитарных!) наук к физике. Особенно ярко этот соблазн проявился в середине ХХ столетия. Например, среди биологов была популярна брошюра Э.Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физики?». Хотя ряд изложенных в ней идей сейчас кажутся более чем наивными, в свое время они оказали значительное влияние на развитие исследований физико-химических процессов в живой материи.
Известно представление Г.Спенсера о том, что важнейший принцип социологии заключается в уподоблении общества организму. Ранее такое представление, берущее начало в античной философии, казалось архаичным, однако в настоящее время в рамках синергетического подхода оно в методологическом отношении представляется вполне уместным. В тоже время предметом физиосоциологии не являться исключительно социальная сфера.
Таким образом в рамках физиосоциологической парадигмы не ставится задача сведения социологии ни к физике, ни к биологии. Речь идет так же не о поиске и изучении прямых связей социальных и физических процессов (хотя такие связи возможно и имеются). Задача состоит в поиске и исследовании опосредованных связей материальной реальности и социальных процессов через естественные проявления жизнедеятельности человека. Физиологические процессы в широком смысле этого понятия включают биохимические (молекулярно-биологические), цитологические, гистологические и морфологические процессы, а также наследование специфических особенностей физиологии человека, обеспечивающих его социальное поведение.
«Как корабль назовешь, так он и поплывет»
Исходя из этого, обсуждаемое направление исследований логичнее назвать в зависимости от акцента на предмет исследования физиологической социологией или социологической/социальной физиологией. Однако:
- такие названия слишком громоздки;
- необоснованно разделяет два предмета исследования:;
- название физиосоциология исторически указывает на связь с естественными науками.
Поэтому предлагаемый для использования термин «физиосоциология» подчеркивает взаимосвязь физиологических и социальных процессов при примате естественнонаучного подхода в их изучении.
Ссылки на посты в Живом журнале по проблеме
Физиосоциология / Physiosociology:
Методология физиосоциологии
Критика Г.Спенсера с позиции физиосоциологии
Пороки современной физиологии
Бинарный механизм авторегуляции в биосоциальных системах
Принцип нервизма в физиосоциологии
Заблуждения бытового атеизма: физиосоциологическая составляющая
Думают ли растения?
От апории "Ахиллес" к современной педагогике
Особенность регуляции социальных систем
И.М. Сеченов — предтеча физиосоциологии
Парадокс Сеченова
Феномен академика Павлова
Физиосоциологические этюды
Структура примитивной группы и правила поведения в ней
Ложь vs правда: парадокс лжеца
Ложь vs правда: история
Ложь vs правда: социология
Ложь vs правда: психология
Ложь vs правда: физиология
Ложь vs правда: онкологический фейк
«Наша цель – коммунизм»?
Интеллект — тяжкое бремя мужчин
Человек vs киборг: введение в проблему
Человек vs киборг: искусственный интеллект
«В здоровом теле - здоровый дух»?
О социальном лифтинге вниз
Повышение пенсионного возраста - «сброс балласта» с тонущего корабля?
Бессмертие? Не проблема!
Пассионарная теория этногенеза - заблуждение или ...
Физиосоциология интеллекта: преподавание логики в России
Панегирик допингу в спорте
Парадокс парадокса Ферми
Эволюция человека: история и перспективы
Физиосоциология не является официальной наукой, в настоящее время она - лженаука для любознательного обывателя. Но времена меняются и придёт осознание того, что происходящая в обществе возня ничто по сравнению с проблемой сохранения человечества как космического феномена. Для решения этой задачи придется решать не только технические проблемы межгалактических перемещений, но и создание расы людей, способных эти перемещения выдержать и освоить новые планеты для продолжения существования человечества в новых формах.