Найти тему
Личность vs мiръ: культ личности
Согласно Википедии «культ личности это возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды в произведениях культуры, государственных документах, законах». В общественном сознании современной России понятие культ личности несет сугубо отрицательную коннотацию, связанную с разоблачением «культа личности Сталина». Причем, в кладезе премудрости отмечается, что культ личности формируется путём приписывания человеку выдающихся качеств и является основой автократии...
11 месяцев назад
Личность. Свобода vs Необходимость
Принято считать свобода это состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Первый овраг — многообразие антонимов понятия свобода — зависимость, рабство, подневольность, заточение и т.д. — каждый из которых конкретизирует понятие свобода. Другой из «оврагов», видимых даже плохо вооруженным глазом, — противоречие понятий свобода личности и вседозволенность. Если человек  учитывает возможную пагубность своих действий для себя и окружающих, то он по определению не является определяющей причиной своих действий...
1 год назад
Происхождение человека и перспективы существования человечества
Подавляющее большинство современных людей считает, что человек как биологическое существо и как личность был создан в результате акта Божественного творения.  Согласно авраамическим религиям тело человека представляют собой в высшей степени премудро устроенный сосуд, носящий в себе бессмертную душу. Сначала Он создал тело человека, а затем наделил его душой.  Среди ученых-естественников преобладает мнение о том, что человек — результат акта творения, но не Божественного, а естественного. В процессе...
1 год назад
Личность vs мiръ: постановка проблемы
Homo sapiens как вид появился на Земле около 200 000 лет назад — намного позже того как на Земле появились первые живые организмы (4 500 000 000 лет тому назад), через 20 000 000 лет после того, как появились первые Hominoidea (человекообразные обезьяны). Возраст Земли как самостоятельной планеты — 4 540 000 000 лет (с погрешностью в ±1%). Таким образом время существования человечества ничтожно по сравнению со временим возникновения Homo sapiens из человекообразных обезьян и тем более по сравнению со временем существования Земли и возникновением на ней жизни...
1 год назад
Естественнонаучные основы гуманитарных наук
Проблема соотношения естественных и гуманитарных наук впервые в новое время была поставлена, по-видимому, классическим марксизмом. Один из основателей социологии Г.Спенсер, хотя и был в оппозиции марксизму, так же считал, что общественные законы могут быть действенными, если они не противоречат естественным законам. По объекту исследования ближайшей к социологии естественной наукой является биология. Поэтому вполне логично, что в социологии в связи с исследованием ее естественнонаучных основ сформировались...
1 год назад
Проблема естественнонаучных основ гуманитарных наук впервые была поставлена одним из основателей социологии Г.Спенсером, который считал, что общественные законы могут быть действенными, если они не противоречат естественным законам. По объекту исследования ближайшей к социологии естественной наукой является биология. Поэтому вполне логично, что в социологии в связи с исследованием ее естественнонаучных основ сформировались такие направления, как социал-дарвинизм и мальтузианство, а потом и биосоциология (социобиология). Одновременно возник вопрос о сводимости социологии к биологическим наукам. Однако такое сведение крайне нерационально, так как предмет исследования социологии и этих наук совпадает лишь частично. Важно так же отметить, что собственно естественнонаучный подход в этих биологических науках применительно к объекту социологических исследований практически никак не реализован. Исторически «наиболее естественной» наукой является физика (от φύσις — природа), основы которой большинство ученых не связывают с нематериальными феноменами реальности. В отечественной биологии в название многих научных направлений, предметом которых являются естественные (базовые, физико-химические) процессы, происходящие в живом организме, входит слово физио-  — физиология (физиология человека и животных, физиология растений, физиология фотосинтеза, физиология питания) и т. д. Одно из направлений медицины, использующее для лечения внешние физические воздействия называется физиотерапия. По аналогии вполне логично обозначить формирующееся в социологии направление, предметом исследования которого является взаимосвязь естественных процессов в организме человека и социальных процессов, физиосоциологией (physiosociology). Необходимо отметить следующее. Ввиду того, что физика — царица всех естественных наук, возникает соблазн сведения всех естественных (а иногда и гуманитарных!) наук к физике. Особенно ярко этот соблазн проявился в середине ХХ столетия. Например, среди биологов была популярна брошюра Э.Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физики?». Хотя ряд изложенных в ней идей сейчас кажутся более чем наивными, в свое время они оказали значительное влияние на развитие исследований физико-химических процессов в живой материи. С другой стороны, известно представление Г.Спенсера о том, что важнейший принцип социологии заключается в уподобление общества организму, которое с методологических позиций в рамках синергетического подхода представляется вполне уместным. Однако предметом физиосоциологии не являться исключительно социальная сфера. Таким образом, физиосоциология не ставит задачу сведения социологии ни к физике, ни к физиологии. Речь идет не о поиске и изучении прямых связей социальных и физических процессов (хотя такие связи возможно и имеются), а опосредованных связей через естественные проявления жизнедеятельности человека, то есть через физиологические процессы в широком смысле этого понятия, включая биохимические (молекулярно-биологические), цитологические, гистологические и морфологические процессы, а также наследование специфических особенностей физиологии человека, обеспечивающих его социальное поведение. Исходя из этого, обсуждаемое направление исследований логичнее назвать в зависимости от акцента на предмет исследования физиологической социологией или социальной физиологией. Однако, во-первых, такое название слишком громоздко из-за дважды употребленного понятия «логос», и, во-вторых, необоснованно разделяет два предмета исследования. Предлагаемый для использования термин «физиосоциология» подчеркивает взаимосвязь физиологических и социальных процессов при примате естественнонаучного подхода в их изучении. Насколько актуален предлагаемый подход и удачно его название, покажет время. Сайт в Живом Журнале - @ smirnov-vasilii.livejournal.com
1 год назад