Найти тему
Вперёд в прошлое!

Памятник рукотворный: двадцатитрёхлетний полководец

Что-то давно мы с вами не были возле памятника "Тысячелетие России" в Новгороде. Давайте обратимся теперь к самой многочисленной из четырёх групп фигур на его постаменте, которую принято называть "Военные люди и герои". Состоит она в основном из выдающихся полководцев, в ряды которых затесались Марфа Посадница, Козьма Минин, Иван Сусанин и другие знаменитости, чью профессиональную принадлежность определить затруднительно.

Но речь сегодня пойдёт не о них. Я хочу обратить ваше внимание на юношу, скромно притулившегося рядом с задумчивым атаманом Ермаком за могучей спиной князя Пожарского. В числе великих полководцев его вспоминают не часто. Но если вспоминают, то с неизменным восхищением. Шуточное ли дело, стать последней надеждой огромной страны в 23 года. Ведь ровно столько лет жизни отпустила скупая судьба князю Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому...

Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported)
Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported)

17 мая 1606 года дворянин Григорий Валуев застрелил "законного государя Дмитрия Иоанновича", более известного в русской истории как Лжедмитрий I, после чего толпа добила поверженного самодержца. А всего через два дня главный вдохновитель восстания против царя-самозванца, князь Василий Иванович Шуйский, был избран на Московский престол. Так его дальний родственник Михаил Скопин-Шуйский, до той поры стабильно двигавшийся по придворной карьерной лестнице, впервые оказался во главе войска.

Русская земля встретила нового царя в штыки. На Москву двигался атаман Иван Болотников, наивно веривший в очередное чудесное спасение "государя Дмитрия Ивановича". На берегу реки Лопасня, что сейчас протекает по Новой Москве, его соратники, Истома Пашков и Прокопий Ляпунов, разбили князя Кольцова-Мосальского. Однако на Пахре путь им преградил юный Скопин-Шуйский. Это была первая победа правительственных войск над мятежниками. Царь Василий Иванович порадовался успехам родича и начал выделять его среди других воевод. В 22 года Михаил Васильевич стал боярином.

Вскоре Шуйский понял, что в одиночку против многочисленных врагов, которых поддерживала Польша, ему не устоять. И тогда московскому царю пришло в голову воспользоваться конфликтом между польским королём Сигизмундом III и его родным дядей Карлом IX, отобравшим у племянника шведский престол. Скопин-Шуйский спешно отбыл в Новгород, где ему предстояло договориться с шведским королём о военном помощи, а заодно набрать на севере войско против мятежников.

15 мая 1609 года под Торопцом Михаил Васильевич во главе шведско-новгородского войска разгромил почти вдвое превосходящий его по численности польско-казачий отряд Яна Кернозицкого. Эта довольно скромная победа произвела неизгладимое впечатление. После неё почти весь русский север признал власть Василий Шуйского. К Скопину-Шуйскому потянулись добровольцы с окрестных городов. Если в битве под Торжком у Михаила Васильевича было всего 5 тысяч, то под Тверью его войско выросло до 18 тысяч. Там он оставил часть шведского отряда, взяв с собой только самых надёжных интервентов.

Битва под Калязином решила участь Троице-Сергиевой лавры. После 15 месяцев осады поляки Яна Сапеги отступили, опасаясь получить от Скопина-Шуйского удар в спину. Впрочем, Сапеге это не помогло, Михаил Васильевич разбил его у Александровской слободы. Ну а финальный аккорд прозвучал 10 февраля 1610 года под Дмитровым. Сапега в той битве лишился большей части своего войска. Самозванец Лжедмитрий II бежал в Калугу. Польские отряды больше не решались вступать в бой с московитами. Они потянулись к Смоленску, под которым застряло войско короля Сигизмунда. 12 марта 1610 года Скопин-Шуйский торжественно въехал в Москву. К тому времени он стал настолько популярен, что начал получать предложения занять московский престол.

А спустя всего полтора месяца, 23 апреля, Михаил Васильевич скончался. Поплохело ему на пиру у князя Воротынского. Молва объявила убийцей-отравительницей сноху царя, Екатерину Шуйскую, дочь Малюты Скуратова. Вскоре после этого её муж, Дмитрий Шуйский, сменил Скопина во главе войска и отметил своё назначение блестящим поражением в битве при Клушине, тем самым лишив брата последней надежды удержаться на престоле. Впереди Московское царство ждал самый страшный период Великой Смуты...

Читайте в этом цикле: