Если вы хоть раз бывали в Санкт-Петербурге и прогуливались по легендарному Невскому проспекту, то наверняка видели эту площадь, расположенную между Аничковым дворцом и Российской национальной библиотекой. Сразу за ней находится Александринский театр. Площадь эта часто меняла свои имена в основном по названию окружающих её зданий - то была Аничковской, по названию дворца, то Александринской, по названию театра. Конец этой вакханалии положили большевики, увековечив имя знаменитого драматурга Александра Николаевича Островского, чьи пьесы часто ставили в Александринском театре. Логично было бы предположить, что на площади Островского должен стоять памятник Островскому, но к чёрту логику - памятника Островскому в Санкт-Петербурге нет вообще. Зато на площади Островского стоит памятник императрице Екатерине II. И не только ей.
Решение отметить памятником 100-летие государственного переворота, устроенного в столице принцессой Софией Августой Фредерикой Ангальт-Цербстской, тут же воплотили в конкурс, на котором победил уже довольно известный в ту пору скульптор Михаил Осипович Микешин. Помните такого? А вы вглядитесь в памятник Екатерине. Ничего не напоминает? Колоколообразный пьедестал, доминирующая фигура сверху, несколько фигур пониже. Догадались? Да, да, Микешин не стал сильно заморачиваться и ссамоплагиатил концепцию своего же памятника "Тысячелетие России", над которым к тому времени вовсю кипела работа в Новгороде. С этого памятника собственно и началась данная подборка.
В принципе концепция не нова. Десятилетием ранее Кристиан Даниэль Раух воздвиг в Берлине конную статую политического наставника нашей императрицы, Фридриха Великого, щедро усыпав постамент изображениями соратников знаменитого короля. А спустя полтора десятка лет после Микешина группа австрийских товарищей повторила этот художественный приём в Вене, на памятнике эрцгерцогине Марии Терезии. Я обязательно расскажу и об этих памятниках, и об изображённых на них исторических деятелях. Пока же вернёмся в Санкт-Петербург.
Как и в случае с памятником "Тысячелетие России" по поводу нижнего ряда разгорелась бурная дискуссия. Среди кандидатов был прогрессивный митрополит Платон, первый глава Медицинской коллеги барон Черкасов (о нём читайте здесь), знаменитый механик Кулибин и даже просветитель Новиков, которого наша просвещённая матушка-императрица поселила в уютной камере Шлиссельбургской крепости. Кстати, из девяти фигур, выбранных символизировать её великое царствование, двоих Екатерина переносила с большим трудом. Это фельдмаршал Румянцев, считавший законным правителем наследника-цесаревича Павла Петровича, и княгиня Дашкова, некогда подруга императрицы, с которой они умудрились разругаться в пух и прах. Оставшиеся семь фигур представляли фаворитов Екатерины - Потёмкина и Алексея Орлова, полководца Суворова, флотоводца и путешественника Чичагова, дипломата Безбородко, педагога-новатора Бецкого и поэта Державина.
После того, как Микешин получил за свой проект медаль на Всемирной выставке в Лондоне, все сомнения по поводу памятника рассеялись. Изначально его хотели установить в Царском селе, но внук одного из изображённых на нём сподвижников, санкт-петербургский военный генерал-губернатор Суворов, предложил для этого площадь перед Александринским театром и император Александр II согласился. 24 ноября 1873 года памятник освятили. Пока велась работа над его сооружением, архитектора Давида Гримма осенила идея превратить площадь в настоящий мемориал Золотому веку Екатерины. Он замахнулся окружить памятник ещё шестью скульптурами и аж 23 бюстами, переплюнув таким образом Фридриха Великого в Берлине. Однако начавшаяся Русско-турецкая война поставила крест на этих планах.
А вот простым петербуржцам величие Золотого века, похоже, до фени, и матушку-императрицу они помнят, прежде всего, как пылкую любовницу, сменившую два десятка фаворитов. По крайней мере, памятник обзавёлся скабрёзной легендой. Якобы сидящие на постаменте сподвижники жестами показывают размер своего достоинства, и только старенький Гаврила Романович Державин уныло разводит руками - дескать, годы уж не те.
Уважаемые читатели, если интерес к памятникам у вас не остыл, могу в следующих публикациях вернуться к этому памятнику и проекту Гримма - там есть весьма занятные персонажи.
Читайте в этом цикле: