Найти в Дзене

Главное про дерматологические средства индивидуальной защиты (ДСИЗ) и смывающие средства: порядок обеспечения и нормы

Оглавление

В этой статье расскажу про дерматологические средства индивидуальной защиты и смывающие средства (ДСИЗ), как правильно составить нормы выдачи, какой порядок обеспечения, как вести учет, какие документы нужны.

Обеспечение ДСИЗ и смывающими средствами работников организаций
Обеспечение ДСИЗ и смывающими средствами работников организаций

При постоянном нахождении во вредных и опасных факторах у работника может развиться профзаболевание, аллергия, снижение чувствительности кожи, различные кожные заболевания, такие как дерматит, например, а если говорить про укусы насекомых, то и вовсе может обернуться все инфекционным заболеванием.

Дерматологические и смывающие СИЗ как раз направлены на то, чтобы это предотвратить или, хотя бы, в разы уменьшить воздействие ВОПФ, так как для снижения вредного воздействия контакт работника с производственными раздражителями должен быть минимальным.

Тема, на первый взгляд, очень простая, тем не менее вызывает массу вопросов, поэтому предлагаю ее детально разобрать.

Начнем опять с обязанности работодателя – выдавать дерматологические СИЗ и смывающие средства и основанием является ст. 221 ТК РФ и п.20 Правил приказа Минтруда № 766н.

Порядок выдачи работникам дерматологических СИЗ и смывающих средств (далее по тексту – ДСИЗ) определен приказом Минтруда №766н, а объем выдачи – приказом Минтруда № 767н.

Как и любые средства защиты, ДСИЗ также должны иметь сертификат соответствия (п.7,8 Правил). При проверке инспектором он обязательно запросит предоставить копии, а при отсутствии составить протокол об административном правонарушении.

Поэтому покупать нужно в тех местах, где такой документ вам представят.

Размеры штрафа за необеспечение дерматологическими средствами составляют (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • от 20 000 до 30 000 рублей на должностное лицо и ИП;
  • от 130 000 до 150 000 рублей на юридическое лицо.

Основываясь на личных наблюдения могу сказать, что у многих не выдается и не ведется учет ДСИЗ совсем.

И для этого стоит разобраться, что к чему и предпринять необходимые шаги, чтобы избежать неприятностей в будущем.

Порядок обеспечения дерматологическими средствами (ДСИЗ)

В таблицах № 1 и 2 Приложения № 3 приказа Минтруда № 767н перечисляются ДСИЗ, которые полагаются работникам к выдаче в зависимости от характера производственных загрязнений и видов работ. Подбираются и выдаются дерматологические средства защиты и смывающие средства также с учетом проведенных результатов спецоценки и оценки профрисков.

Перечень защитных средств по виду воздействия приведен в разделе VIII приказа Минтруда № 766н. В соответствии с этим документом смывающие и обезвреживающие средства подразделяются на:

1. Защитные.

2. Очищающие.

3. Регенерирующие (восстанавливающие).

Сначала нужно определить, какими работами по факту занимается сотрудник. Разберем на примере токаря, он должен получать:

  • средства гидрофильного и гидрофобного действия;
  • твердое туалетное мыло или жидкие моющие средства;
  • если есть сильные загрязнения – очищающие кремы, гели и пасты;
  • регенерирующие (восстанавливающие кремы или эмульсии).

Список достаточно приличный, но отталкиваться нужно конкретно от условий труда работника. Если положена обувь – выдаете и крем к ней, если работает человек летом на солнце – необходим крем для защиты от ультрафиолетового излучения, если еще и в зеленой зоне, то крем от кровососущих насекомых ему обязателен!

Ранее требовалось обязательное внесение в трудовой договор информации о норме выдачи ДСИЗ работнику.

С 12 июля 2018 года это требование необязательное, но при условии, что у вас разработаны нормы выдачи дерматологических средств защиты и смывающих средств, и работник с ними ознакомлен до приема на работу под подпись (приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 N 773Н).

Если работник связан с неустойчивыми загрязнениями, то есть, теми, которые смываются обычным мылом, то их можно выдавать в дозирующих системах, которые могут крепиться в санитарно-бытовых комнатах и пополняться по мере расходования, то внесение отметки о выдаче на данных условиях указанных смывающих средств в личную карточку учета выдачи СИЗ не требуется (п.37 Правил).

При такой выдаче все равно нужно фиксировать ее в личных карточках, только с пометкой «дозатор/лично» (п.47 Правил).

Как разработать нормы выдачи ДСИЗ

При разработке данного локального акта можно пойти двумя путями: можно разработать их в составе норм СИЗ, а можно разработать отдельные нормы ДСИЗ. Второй вариант, как не разрешен в НПА, так и не запрещен.

По большей части работодатель, увидев, сколько положено работнику к выдаче кремов, паст и смывающих средств, хватается за голову и зачастую требует убрать половину из того, что положено.

Но это все чревато штрафами, так как снижать нормы выдачи ДСИЗ не допускается (п.16, 35 Правил), то есть выдавать необходимо все, что положено в соответствии с видами работ и воздействием производственных факторов.

Если у работника остались неиспользованные дерматологические средства индивидуальной защиты и смывающие средства, они могут быть использованы в следующем месяце, если срок годности еще не прошел.

Но расскажет ли вам об этом сам работник?

Перейдем к порядку оформления норм выдачи ДСИЗ. Итак, рекомендуемый образец оформления норм предусмотрен приложением N 1 к Правилам.

Можно включить дополнительный информацию в табличку для обоснования выдачи, такой пример вам привожу ниже, где указан дополнительный столбец.

Образец оформления дерматологических средств индивидуальной защиты (ДСИЗ и смывающих средств
Образец оформления дерматологических средств индивидуальной защиты (ДСИЗ и смывающих средств

Для того, чтобы ваши нормы коррелировались с тем, что выполняют работники, неплохо бы выйти в цех, площадку, где трудятся работники и понаблюдать, проанализировать и, даже, поспрашивать самих работников с какими веществами они работают.

Нормы вводим в действие приказом по организации и в нем же обозначаем ответственных за выдачу, приобретение и контроль. Ответственным за выдачу ДСИЗ назначают лицо, с которым заключен договор о материальной ответственности.

>>> Если вам потребуется профессиональная помощь по охране труда любой сложности, обращайтесь.

Личные карточки учета выдачи ДСИЗ

Личная карточка учета выдачи СИЗ, в том числе ДСИЗ – это основной документ, подтверждающий их выдачу сотруднику. И при проверках инспектора очень интересуются этой темой, потому что, как правило, здесь много нарушений.

Форма личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты оформляется согласно образцу, указанному в приложении №2 приказа Минтруда № 766н.

Форма рекомендуемая и вы можете включать дополнительную информацию при необходимости.

До выхода новых Правил работодатель, как вы помните, вел 2 вида карточек учета средств индивидуальной защиты и дерматологических средств.

С 01.09.2023 года приказ Минтруда № 766н предлагает нам вести весь учет в одном документе. Насколько это удобно каждый работодатель решает сам.

Еще раз напоминаю, что специалист по охране труда заполнением и ведением карточек не занимается, только осуществляет контроль ведения. Максимально оформление лицевой стороны карточки, где указываются нормы выдачи по профессии.

Для оформления запрашиваем в отделе кадров необходимую информацию о работнике:

  1. Фамилия, Имя, Отчество.
  2. Табельный номер.
  3. Структурное подразделение.
  4. Должность.
  5. Дата поступления на работу.

Исправления корректором не допускается, зачеркиваем, пишем, что «запись недействительна или ошибочна» и пишем верную. Обязательно! заполняем все строки на лицевой стороне карточки, не пропуская ни одной.

На практике знаю, что инспектор ГИТ может сделать замечание по этому поводу. Например, если гардеровщику не положена выдача головного убора, СИЗОД и СИЗ рук, следует написать – «выдача не предусмотрена».

Пустая строчка нарушением являться не будет, но опыт когда проверяющий делал замечание при проверке было.

Образец оформления личной карточки учета выдачи ДСИЗ
Образец оформления личной карточки учета выдачи ДСИЗ

Если работник совмещает должность, то на него фиксируют выдачу в отдельной карточке, если поменялось только подразделение, а должность нет, то сделайте в ней пометку о дате перевода.

Далее расписывается что и в каких количествах положено работнику и основание (пункт типовых норм).

В самом низу карточки – подпись ответственного лица за ведение карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты. Это может быть и складской работник и руководитель структурного подразделения.

На оборотной стороне – фактическая выдача СИЗ с подписью работника.

Иногда работники при выдаче мыла в дозаторах отказываются ставить подпись. Но проблема решается после введения Положения предприятия по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, где все досконально прописано.

При этом в нормах выдачи обязательно указывается, что дерматологические средства индивидуальной защиты и смывающие средства выдаются не на руки, а через диспенсер в санитарных комнатах/местах.

С 01.09.2023 года при ведении карточек не указывают номер сертификата, но это не говорит о том, что на каждый крем или пасту, не требуется сертификат. Наоборот, работодатель обязан обеспечивать работников только сертифицированными ДСИЗ.

И также должен найти нужный сертификат по запросу инспектора ГИТ, что может быть сложно, особенно когда их «как грибов после дождя», тем более он может с новой партией поменяться, но из песни слов не выкинешь. Именно поэтому сертификаты и декларации бережно хранятся.

Итак, что же по итогу надо иметь из документации:

  1. Нормы выдачи работникам дерматологических СИЗ и смывающих средств.
  2. Приказ о назначении ответственных лиц за выдачу ДСИЗ и смывающих средств.
  3. Личные карточки учета выдачи ДСИЗ и смывающих средств.
  4. Копии сертификатов и деклараций на ДСИЗ и смывающие средства.

Работники любят, когда им выдают дерматологические средства индивидуальной защиты и смывающие средства, особенно чтобы притащить «добычу» домой.

Но при проведении инструктажей нужно разъяснять, что средства защиты нужно применять непосредственно на рабочем месте для того, чтобы потом не лечить профзаболевания, аллергии или инфекции.

А работодатель, в свою очередь, обязан организовать надлежащий учет дерматологических СИЗ, смывающих средств, контролировать их регулярную выдачу с оформлением всех необходимых документов.

Комплекс всех этих мер позволит не только защититься от штрафов, но и предупредить возникновение профессиональных заболеваний, а значит, исключить массу проблем в будущем.

Главное, не забывайте контролировать срок годности средств защиты!

Остались вопросы? Присоединяйтесь к обсуждению в комментариях к этой статье.

С уважением, практикующий эксперт по охране труда, Воронцова Екатерина

>>> Если вам потребуется профессиональная помощь по охране труда любой сложности, обращайтесь.