Когда в 1812 году грянула гроза наполеоновского нашествия, умные головы в военном ведомстве решили, что недавно присоединенная Финляндия тоже должна оказать посильную помощь новой родине. Пусть финны сформируют хотя бы полки, которые займутся охраной порядка в самой Финляндии, а русские войска отправятся воевать с французами.
В сентябре 1812 года появился соответствующий рескрипт о формировании трех егерских полков: одного на территории Выборгской губернии, которая уже почти век находилась в составе России и двух в недавно присоединенных землях. Получилось интересно.
В Выборге Карл Юхан Шерваль (отец знаменитой Авроры и менее знаменитой, но не менее красивой Эмилии) с формированием полка вполне успешно справился. В Финляндии же дело шло с горем пополам. Настолько с горем, что во всей Финляндии нашлось столько же добровольцев, сколько их нашли в Петербурге, где тоже нанимали финнов на защиту финской родины.
Одной из причин такой непопулярности оказалось то, что жалование в русской армии было меньше, чем финские офицеры получали ранее в шведской. Конечно, это совсем не добавляло стремления к службе.
Тем не менее, собрать кое-какое войско удалось, после чего начались препирания, на вечную тему «как строить мост: вдоль или поперек». В смысле, началось обсуждение, на каком языке следует отдавать команды: на русском или на шведском. То, что финнам правильнее всего отдавать команды на финском языке не обсуждалось, финский патриотизм пока еще не зашел настолько далеко.
Несмотря на то, что высокое начальство понимало, что раз уж Финляндия вошла в состав России, то следует использовать русские правила, генералы так ничего и не смогли сделать:
«…офицеры всех трех егерских полков наотрез отказались употреблять русские командные слова, ссылаясь на трудности их усвоения и потому, несмотря на протесты Армфельта, командные слова остались шведские…»
Фишка заключалась в том, что примерно четверть «картофельных егерей», как окрестили солдат этих трех полков в Финляндии, не понимала ни русских команд, ни шведских, так как говорили только по-фински. Их предстояло учить всему с нуля.
Дальше обнаружилось, что новоявленных солдат в двух полках, набранных в Финляндии, не во что одеть. Совсем не во что. И ни в Российской империи, ни у шведов сукна на обмундирование финляндских полков нет. Решили заказать форму в Англии. Пока пересылали образцы, пока договаривались, пока то да се, наступил май 1813 года. И уже когда почти договорились с англичанами о срочной пошивке формы, высокое начальство отыграло все назад, решили пошить форму из парусины.
Тем временем Выборгский полк уже в марте 1813 года, можно сказать, вступил в дело. Его решили использовать для несения караульной службы в Петербурге, так как русские полки были нужны в действующей армии. Полк прибыл к месту несения службы и
«В течение двух месяцев нес караульную службу, не научась еще заряжать ружья и стрелять…»
Нормальная стояла тогда в Петербурге охрана в дни дежурства выборгских егерей!
Офицеры этого полка за эти месяцы немного обалдели от столичных цен и того удивительно факта, что жалование в Выборгской губернии Великого княжества Финляндского и в столице империи отличается… В Выборге им платили больше :)
Это привело к тому, что офицеры Выборгского полка стали массово подавать в отставку, потому что на житье в столице жалования откровенно не хватало.
Нижние чины поступали проще – они либо дезертировали, либо массово пьянствовали. Только за июнь 1813 года за пьянку сквозь строй прогнали 20 человек. Причем тут возникла еще одна проблема: некоторые приговоры вполне реально было обжаловать, но оказалось непонятно кому. Полк считался финляндским и по идее судить его солдат должны были в Великом княжестве Финляндском, а приговоры выносили военные трибуналы в Петербурге.
Несмотря на все эти косяки, командир полка Карл Шернваль надеялся, что ему удастся убедить начальство отправить его полк на театр военных действий. Но тут он не нашел понимания ни у начальства, ни в самом полку. Желающих сразиться на поле брани во славу русского оружия не нашлось.
На самом деле, конечно, просто время еще не пришло. В Крымскую войну финны проявили себя очень даже неплохо. Но начиналась совместная служба вот так. Да и потом русские нижние чины и финны на учениях регулярно сходились в массовых драках. Но это уже другая история.
------------
Подробнее с этими и другими приключениями финских военных можно познакомиться в многотомном труде М.Бородкина "История Финляндии", изданном в 1909 году.
------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.