43 подписчика

В какой срок СТО должна принять автомобиль на ремонт по направлению страховщика в рамках ОСАГО?

989 прочитали
Потерпевшим в ДТП часто приходится сталкиваться с различными проблемами при получении возмещения от страховщика по ОСАГО.

Потерпевшим в ДТП часто приходится сталкиваться с различными проблемами при получении возмещения от страховщика по ОСАГО. Хочу разобрать одну из них, срок, в течение которого Станция Технического Обслуживания должна принять автомобиль на ремонт после того, как потерпевший получил направление и обратился за ремонтом.

СТО часто ссылаются на загруженность, отсутствие запчастей, недостаточность суммы, предложенной страховой компанией для ремонта и тому подобное. Потерпевший же сталкивается с длительным ожиданием принятия автомобиля на ремонт.

Должны ли эти проблемы волновать потерпевшего? Я убежден, что не должны.

Как известно, после ДТП потерпевший обращается в страховую компанию для возмещения ущерба. Если потерпевший является гражданином РФ и пострадал легковой автомобиль, зарегистрированный в России, то страховщик преимущественно должен организовать восстановительный ремонт.

В законе об ОСАГО мы видим, что установлен срок для выдачи такого направления на ремонт - 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней со дня подачи заявления и документов (п. п. 17, 21 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 4.17 Приложения 1 к Положению N 431-П).

В законе об ОСАГО мы видим, что установлен предельный срок ремонта автомобиля на СТО - не должен превышать 30 рабочих дней со дня, когда потерпевший представил ТС на СТО или передал его страховщику для транспортировки на СТО (абз. 2 п. 15.2 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

Очевидно, что есть срок рассмотрения заявления потерпевшего в самой страховой компании и срок ремонта автомобиля после его передачи в СТО, но, к сожалению, мы не видим промежуточного срока, как быстро СТО должна принять автомобиль на ремонт, чтобы начал исчисляться этот самый тридцатидневный срок ремонтных работ. Именно на стадии принятия автомобиля на СТО возникает масса проблем и нарушений прав потерпевших.

Часто в направлении на ремонт прописывают срок, в течение которого потерпевшему следует обратиться в СТО. В таком случае ориентируемся на этот срок. Если в направлении на ремонт срок обращения в СТО не прописан, то ориентируемся на разумный срок с учётом особенностей ст.314 ГК РФ. И тут важно привести выдержку из этой статьи:

«…В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении…»

Следовательно, задача потерпевшего после того, как он получит направление на ремонт, обратиться в СТО и зафиксировать тот факт, что он прибыл и выставил требование принять автомобиль. Сделать это можно, попросив на копии направления поставить отметку о дате вручения требования. Если на СТО отказывают в этом, то факт обращения можно зафиксировать на видео. На крайний случай требование о принятии автомобиля на ремонт можно направить в СТО почтовым отправлением с описью вложения.

Если СТО после получения такого требования не приступает в семидневный срок к выполнению ремонта автомобиля, то у потерпевшего возникает право требовать замены ремонта на денежную выплату.

Приведу выдержку п.59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31:

«…Если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать возмещения убытков в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта...»

Если СТО не хочет (или не может) в разумные сроки приступить к ремонту автомобиля, то это не должно быть проблемой потерпевшего. Он и так пострадал в результате нарушения ПДД со стороны другого водителя. Его имущество испорчено. Это огромное разочарование, так ещё приходится пробиваться через стены, выстраиваемые со стороны страховщиков и СТО. Это чудовищно несправедливо.

Сформулирую краткие рекомендации:

1. Обращаемся в страховую компанию за возмещением;

2. Получаем направление на ремонт;

3. Готовим письменное требование к СТО о принятии ТС на ремонт и прикладываем направление страховой компании;

4. Фиксируем подачу требования в СТО;

5. Ждем 7 дней;

6. В случае непринятия ТС своевременно на ремонт пишем требование к страховой компании о выплате денежных средств.

Уважаемые читатели, если Вам необходима подготовка документов (требований, жалоб, претензий, исковых заявлений и подобных текстов), Вы можете обратиться к нам, направив запрос на электронную почту: matsala-life@mail.ru с описанием ситуации и приложением документов, на основании которых мы сможем проанализировать ситуацию. В ответном письме мы сообщим о возможности подготовки запрашиваемого документа и стоимости работы.

Всех благ, дорогой читатель!