Найти в Дзене

Когнитивные искажения, часть 1: Разбор

Изображение сгенерировано в Шедеврум - https://shedevrum.ai
Изображение сгенерировано в Шедеврум - https://shedevrum.ai

Итак, в истории выше Егор нам продемонстрировал первые 5 когнитивных искажений. Давайте поговорим о каждом подробнее.

Иллюзорная корреляция.

Это явление, при котором мы выстраиваем ложные взаимосвязи между событиями. У Егора это счастливая футболка. И ведь действительно, каждая победа в лотерее сопровождалась тем, что он был в ней.

Наиболее яркой иллюстрацией этого явленния является связывание нац. меньшиннств в преступнности. Увеличилась иммиграция, выросла преступность. Вывод напрашивается, да? Исследователи изучили преступления с 1994 по 2014 годы и никакого подтверждения взаимосязи не было найдено. Это не связанные друг с другом факты. Вообще.

Чаще всего она возникает тогда, когда есть информация, выделяющаяся на общем фоне. Мы обращаем на нее внимание и связываем ее с остальными наблюдениями. Рост продаж и погода. Повышение среднего чека и курс доллара.

Простейший способ проверки истинности выводов - провести мысленный эксперимент:

“А каждый ли раз Егор побеждал в этой футболке?”

“А всегда ли с ростом доллара у нас рос средний чек?”

“А всегда ли во время дождя у нас расли продажи?”

Горячие следы или белая полоса

Выиграли несколько раз подряд - выиграем снова. Причина явления проста - мы искренне верим в чудо. Всегда. Поэтому Егор покупает пачку билетов после каждого выигрыша.

Парадокс же этого явления заключается в том, что с момента его открытия в 1985 году прошло 33 года, прежде чем исследователи заметили, что этот эффект… работает! Правда, работает только в спорте. У баскетболистов, начавших удачную серию реально повышались шансы ее продолжить. Объяснение тут скорее лежит в том, что игрок ловит кураж.

В работе же это чаще всего можно увидеть в том, что после нескольких подряд успешных запусков мы убеждены, что дальше можно не перестраховываться и все делать, полагаясь на интуицию.

Внутригрупповая предвзятость

Это наше эволюционное “свой-чужой”. Споры между фанатами Samsung и Apple даже вспоминать не буду. То же касается экосистем корпораций. Те, кто пользуются Маркетом, предпочтут Лавку. Те, кто использует Самокат, предпочтут Сбермаркет.

Эффект ореола (хало-эффект)

Нам нравится что-то в человеке, и мы сразу считаем, что во всем остальном он тоже нам будет нравиться. Так работает реклама, когда на съемки приглашают знаменитостей. Их ореол перетекает в рекламируемый продукт. Стал он от этого лучше? Нет. Покупаются ли его больше? Да!

"По одежке встречают” - это как раз хало-эффект.

Наивная диверсификация

Если предложить вам меню из 10 блюд на предстоящую неделю, то 64% людей выберут 7 разных блюд. Если же выбор давать каждый день, то только 9% по-прежнему выберут разные блюда на каждый день.

А теперь то, что у меня вызвало вау-эффект: меню ресторана, разбитое по категориям, и есть искусственное создание наивной диверсификации. И чем больше категорий, тем выше давление. Подсознательно мозг пытается “распределить риски” и взять отовсюду понемногу.

Более подробно о каждом виде когнитивных искажений читайте тут: https://thedecisionlab.com/biases/

Подписывайтесь на телеграм-канал "Филе единорога": https://t.me/UnicornFillet