Найти в Дзене
Я ВОЗМОЖНОСТЬ

Родители и подросток: путь к пониманию.

Подростковый возраст — это период перемен, вызывающих у подростков и их родителей множество вопросов и недопонимания. Родители часто сталкиваются с вызовом, пытаясь понять и поддерживать детей в их путешествии к самоопределению. Эта фаза жизни, полная интенсивных переживаний и стремлений, предоставляет уникальные возможности для развития, но также несущая в себе ряд сложностей, особенно в контексте коммуникации.

Услышать и понять  друг друга в подростковый период не просто...
Услышать и понять друг друга в подростковый период не просто...

Нередко возникает разрыв между тем, как родители воспринимают мир подростков, и реальностью, которую они переживают. Первые, пытаясь воспринимать своих детей через призму собственного опыта, могут столкнуться с недопониманием, что, в свою очередь, усиливает конфликты и создает барьеры для открытой и взаимосогласованной коммуникации.

Подросток становится более закрытым и избегает общения с вами, снижается успеваемость, начинаются эксперименты с курением, алкоголем, драки, меняется стиль одежды и поведения, происходят сильные эмоциональные взлеты и падения, от радости к грусти, без видимых причин. Ваш сын или дочка всё больше предпочитает проводить время с друзьями или в виртуальном пространстве и вы ощущаете что ваш авторитет уменьшается. Если вы являетесь родителем подростка, вероятно, вы столкнулись хотя бы с одним из перечисленных проявлений этого периода, и это может вызывать беспокойство. Совсем недавно ваш сын или дочь вели себя совершенно иначе, и наступление подросткового периода словно подменило их и внесло какие-то необъяснимые перемены, что вызывает определенный страх.

Так что же делать вам в этот период и как помочь вашему ребенку?

Для начала вам необходимо понять какие изменения происходят с вашим ребенком.

1. Физические Изменения.

Что происходит? Подростки переживают быстрый физический рост, который включает в себя увеличение размеров костей и мышц. Начинается развитие половых органов и вторичных половых признаков, таких как рост волос, изменения в голосе.

Часто подростку трудно принять свои физические изменения. Это его пугает.
Часто подростку трудно принять свои физические изменения. Это его пугает.

Возможны изменения в структуре лица, включая рост челюстей и носа. Уровень половых гормонов, таких как эстроген и тестостерон, резко возрастает, стимулируя половое созревание и вызывая изменения во внешности. Эти физические и гормональные изменения направлены на подготовку организма к взрослой жизни и половое созревание. Однако, они также могут сопровождаться сильными эмоциональными переживаниями и неудовлетворённостью своим телом. Важно предоставить подростку поддержку и информацию, чтобы они могли адаптироваться к этим изменениям более комфортно.

2. Эмоциональные взлеты и падения. Гормональный фон.

Изменения гормонального фона могут вызвать частые эмоциональные колебания. В этот период значительно увеличивается активность гормонов, таких как эстроген у девочек и тестостерон у мальчиков. Эти гормоны оказывают воздействие не только на физическое, но и на эмоциональное благополучие подростков. Подростки могут переживать более сильные эмоции, такие как радость, грусть, волнение и раздражение. Эти эмоциональные колебания могут быть более выраженными и меняться быстрее.

Настроение подростка может стремительно и часто меняться.
Настроение подростка может стремительно и часто меняться.

Гормональные изменения могут увеличивать уровень стресса и напряжения. Это может проявляться в беспокойстве, нервозности и чувстве неуверенности. Нарушения сна, также связанные с гормональными изменениями, могут влиять на энергетический уровень подростка, что, в свою очередь, сказывается на его настроении и эмоциональном состоянии. Эмоциональные изменения могут сказываться на социальных взаимоотношениях. Подростки могут быть более чувствительными к оценкам окружающих и более подверженными драмам в отношениях. В этот период важно понимание и признание эмоциональных переживаний. Иногда рекомендуется проверить уровень гормонов и обратиться к эндокринологу.

3. Социальная Перестройка.

Изменения в дружеских кругах, более глубокие и интенсивные отношения. Подростки обычно становятся более заинтересованными в своих друзьях и дружеских взаимоотношениях. Дружба становится важным аспектом их жизни. Отношения могут становиться более интенсивными и эмоциональными. Подростки начинают искать поддержку, понимание и взаимные интересы в своих дружеских отношениях. Тинейджеры могут чаще ассоциироваться с группами сверстников, где формируют свою идентичность. Это может быть связано с общими интересами, стилями или ценностями.

Подростки ищут поддержку в кругу друзей.
Подростки ищут поддержку в кругу друзей.

В дружеских отношениях подростки могут экспериментировать с разными ролями и поведением, тестируя, какие роли они играют в группе. В связи с более сложными взаимоотношениями могут возникать и конфликты. Подростки учатся решать конфликты, что важно для их социального развития. Они ищут поддержку и понимание, часто определяя себя через отношения с друзьями. В подростковом возрасте может начинаться интерес к романтическим отношениям. Это может влиять на динамику дружбы и социальные круги. Эти изменения предоставляют подросткам возможность учиться в области социальных навыков, эмпатии и взаимодействия в группе.

4. Поиск идентичности. Кто я?

Подростки стремятся определить свою личность и место в обществе. Они начинают задавать вопросы о том, что для них важно, какие ценности они разделяют и как они хотят жить свою жизнь. В этот период юноши и девушки начинают формировать свои собственные моральные и этические убеждения, иногда отличные от тех, которые были ими приняты от родителей или общества. Подростки экспериментируют с разными видами деятельности, ищут свои увлечения и интересы, что помогает им лучше понять, кем они являются.

Поиск себя и новых увлечений характерен подростковому возрасту.
Поиск себя и новых увлечений характерен подростковому возрасту.

Забота о том, как их воспринимают другие, становится важным аспектом формирования личности. Внешние оценки могут оказывать влияние на их самооценку. Подростки начинают размышлять о своих перспективах и будущем, о том, кем они могли бы стать и как они могут внести свой вклад в общество.

Известный швейцарский психолог и философ, Жан Пиаже, представляет подростковый возраст, как стадию формально операционального мышления, в ходе которой приобретается способность рассуждать абстрактно и логически. Это важный этап, на котором подросток начинает размышлять о более сложных этических, моральных и социальных вопросах.

5. Риск и Эксперименты.

Юноши и девушки в этом возрасте могут сталкиваться с рискованным поведением и экспериментами. Это объясняется не только физиологическими изменениями, но и психологическими и социальными факторами. Подростки могут быть подвержены соблазну экспериментировать с алкоголем, табаком или наркотиками. Это может быть связано с желанием исследовать новые ощущения или с желанием принадлежать к определенной группе сверстников.

Часто новые увлечения бывают опасны и рискованны.
Часто новые увлечения бывают опасны и рискованны.

Эксперименты с агрессивным поведением, включая физическую агрессию или участие в драках, также могут быть характерными для подростков. Некоторые подростки могут пробовать экстремальные виды деятельности, такие как езда на скейтборде, сноубординг, или участие в других экстремальных видах спорта. Подростки могут испытывать границы и авторитет, нарушая правила и тестируя реакции взрослых. Изменение внешности, создание татуировок или пирсинга также может рассматриваться как эксперимент с собственным обликом и самовыражением.

Эти формы рискованного поведения могут быть вызваны различными факторами, включая стремление к самоутверждению, поиск сенсаций, влияние сверстников, а также психологические факторы, такие как чувство беспомощности или стресс.

6. Родительские конфликты.

Подростки сталкиваются с новыми ожиданиями и ответственностями, что может изменить их взаимоотношения с родителями. Подростки начинают стремиться к независимости и самостоятельности, что может привести к конфликтам, когда родители сталкиваются с их желанием принимать свои решения.

Подростки начинают сопротивляться авторитету родителей.
Подростки начинают сопротивляться авторитету родителей.

Процесс формирования личности и поиска собственной идентичности может привести к отделению от семейных правил и традиций. Изменения в коммуникации между родителями и подростками могут стать источником конфликтов. Подростки могут чувствовать, что их не понимают, а родители могут испытывать трудности в установлении связи с подростком.

Подростки могут стать более сопротивляющимися авторитету родителей, особенно если они чувствуют, что им недостаточно доверяют или что их не уважают. С ростом дети могут начать формировать собственные ценности и взгляды, которые могут отличаться от тех, что были внушены им родителями. Это также может привести к конфликтам.

7. Развитие навыков.

Подростки развивают критическое мышление, навыки решения проблем, и независимость. Они начинают более осознанно и критически воспринимать информацию. В этом возрасте дети учатся анализировать и оценивать различные точки зрения, принимать обоснованные решения и различать мнения от фактов. Возникающие трудности и вызовы в жизни подростка стимулируют развитие навыков решения проблем. Они учатся выделять проблему, искать альтернативные варианты решения, а также оценивать последствия своих действий.

Подростки сталкиваются с новыми вопросами и необходимостью их решения.
Подростки сталкиваются с новыми вопросами и необходимостью их решения.

Формируется интеллектуальная независимость. Подростки стремятся к более высокой степени самостоятельности в мышлении и принятии решений. Они начинают различать свои собственные ценности и взгляды от тех, которые могли быть ими унаследованы. Подростки сталкиваются с необходимостью управления своим временем, учебой, социальными обязанностями и развлечениями. Это требует умения планировать и приоритезировать.

Теперь, когда вы больше понимаете о том, что происходит с вашим подрастающим сыном или дочкой, предлагаю изучить практические рекомендации, которые могут помочь успешно справиться с вызовами этого периода.

1. Создайте открытую коммуникацию. Интересуйтесь увлечениями подростка.

Стремитесь к открытому и честному общению. Поддерживайте диалог и выражение чувств. Слушайте внимательно, проявляйте понимание и уважение к точке зрения подростка и его интересам. Применяйте технику активного слушания. Это означает не только внимательное восприятие слов, но и поиск их смыслов. Спрашивайте уточняющие вопросы и проявляйте интерес к тому, что он говорит.

Отнеситесь внимательно к словам вашего ребенка.
Отнеситесь внимательно к словам вашего ребенка.

Будьте эмпатичными. Понимайте и уважайте чувства и опыт вашего ребенка. Попытайтесь поставить себя на его место, даже если вы не всегда согласны с его точкой зрения.

Общайтесь не только в кризисные моменты. Не ограничивайте общение только проблемами. Обсуждайте повседневные вопросы, планы на будущее, интересы подростка.

Делитесь своим опытом. Иногда детям важно знать, что их родители также проходили через подобные ситуации. Рассказывайте о своих собственных опытах и том, как вы решали подобные вопросы.

Используйте невербальные сигналы. Ваша мимика, жесты и тон голоса могут дополнительно подчеркнуть ваше понимание и поддержку.

Общение — это взаимный процесс, и умение слушать так же важно, как и умение говорить. Помните, что поддержка и понимание с вашей стороны могут стать мощным инструментом в формировании доверительных отношений.

2. Установите границы и правила.

Сохраняйте четкие границы и правила, но обсуждайте их с подростком, чтобы он понимал их смысл и логику. Помогайте ребенку осознавать последствия своих действий. Установка четких границ и правил важна для создания структурированной и безопасной среды для вашего подростка. Объясните причины и логику существования правил. Включите подростка в этот процесс. Когда подросток понимает логику правил, он более склонен их соблюдать. Это может создать ощущение уважения к его мнению и повысить ответственность.

Включайте подростка в процесс установки правил.
Включайте подростка в процесс установки правил.

Важно соблюдать последовательность в применении правил. Если договоренность сегодня действует, а завтра нет, это может вызвать путаницу. Сформулируйте правила четко и конкретно, чтобы избежать двусмысленности. Например, вместо "будь вежливым" скажите "говори 'пожалуйста' и 'спасибо'".

Согласовывайте правила с возрастом. Подростки меняются, и некоторые правила могут быть пересмотрены по мере их взросления и набора новых навыков.

Разъясните какие последствия могут возникнуть при нарушении правил. Это может помочь подростку осознавать свою ответственность. Поощряйте и признавайте усилия подростка соблюдать ваши договоренности. Это может усилить положительное поведение.

Границы и правила создают структуру, которая помогает подросткам развиваться в безопасной и поддерживающей среде. Важно, чтобы эти правила были не просто "запретами", а являлись осмысленными и справедливыми.

3. Наделяйте подростка качествами, хвалите, делайте комплименты.

Подростковый возраст — период, когда самооценка может колебаться. Положительные слова и поддержка могут сделать значительный вклад в укрепление самооценки. Помимо этого, вы имеете реальный шанс убедить своё чадо в том что он успешный и это будет работать на него всю оставшуюся жизнь. Вместо того, чтобы постоянно ругать его за мелкие проступки, дайте ему возможность узнать о себе с точки зрения своих достоинств. Это очень важный пункт, так как он формирует дальнейшее течение жизни вашего ребёнка.

И если вы внушите своему ребенку, что он неудачник, плохо справляющийся со своими задачами, то у него велики шансы действительно стать таковым. И наоборот, зародив в нём понимание и знание о себе как об успешном, талантливом и счастливом человеке, вы обеспечите ему тыл и опору в будущем, на которую он обопрётся и проявит свои лучшие качества, когда это будет необходимо.

Не бойтесь "перехвалить" своего ребёнка! Находите таланты и напоминайте о них чаще.
Не бойтесь "перехвалить" своего ребёнка! Находите таланты и напоминайте о них чаще.

Положительные подтверждения и похвала помогают подросткам чувствовать себя ценными и поддерживаемыми, что способствует их психологическому и эмоциональному благополучию.

Вместо общих фраз типа "ты молодец", делайте комплименты, касающиеся конкретных качеств или усилий. Например, "Ты проделал отличную работу, подготовив этот проект. Я восхищена тобой". Поддерживайте подростка в раскрытии своих сильных сторон и уникальных черт личности. Помогайте ему понять, что у него есть уникальные качества, которые делают его особенным.

Подростки могут чувствовать и различать поддельные комплименты. Поэтому будьте искренни и конкретны в своих высказываниях.

Будьте внимательны к мелким и крупным достижениям подростка. Это могут быть как успехи в учебе, так и личные победы. Похвала может стать мощным мотиватором для дальнейшего развития вашего ребенка.

4. Будьте Гибкими.

Помните, что подростковый возраст — время изменений. Будьте готовы к тому, что ваши подходы и правила могут требовать коррекции. Будьте внимательными к изменениям в поведении и потребностях подростка. Их интересы, цели и предпочтения могут меняться, и важно это учитывать. Обсуждайте изменения вместе. Включайте подростка в обсуждение изменений в правилах и подходах, объясняя причины и слушайте его мнение. Адаптируйте правила с уважением. Это может способствовать чувству ответственности и участия в семейных решениях.

Изменяйте подход к общению. С возрастом подростка меняются и способы общения. Попробуйте находить новые, более взрослые способы взаимодействия, учитывая его растущую автономию.

Подростковый возраст может сопровождаться временными фазами непредсказуемости и изменчивости. Проявляйте терпение и готовность поддерживать подростка в этих периодах. Ищите компромиссы. Гибкость — это не только подстраивание под изменения, но и уважение к развитию индивидуальности вашего подростка.

5. Проявляйте уважение.

Уважение играет ключевую роль в построении доверительных отношений с подростками. Это подразумевает признание его индивидуальности, мнений и чувств. Проявляйте уважение к вашему ребенку, слушая его внимательно и проявляя интерес к тому, что он говорит.

Дайте своему ребенку возможность иметь личное пространство
Дайте своему ребенку возможность иметь личное пространство

Уважайте личное пространство подростка. Не нарушайте границы.

Уважайте чувства подростка. Подростковый возраст часто сопровождается эмоциональными колебаниями. Уважайте эти чувства, даже если они кажутся вам несущественными.

Разговаривайте с уважением.

Избегайте критики и унижения. Критика и унижение могут нанести серьезный урон самооценке подростка. Старайтесь выражать свои замечания конструктивно и с уважением.

Будьте поддержкой в трудных моментах. Когда подросток сталкивается с трудностями, будьте его поддержкой. Уважение проявляется в вашей готовности быть рядом и помочь.

Помогайте вашему ребенку принимать решения. Ставьте вопросы, стимулирующие размышления, а не предоставляйте готовые ответы. Уважение — это не только слова, но и постоянное внимание и забота о чувствах и потребностях человека. Это создает основу для крепких, взаимоуважительных отношений.

Покажите на своём личном примере что значит уважать другого человека.

6. Будьте Примером.

Демонстрируйте здоровые образцы поведения и межличностных отношений.

Помните, что ваши действия и слова могут оказать глубокое влияние на подростка. Родители являются первыми образцами для подростков в формировании их ценностей и поведенческих моделей. Ваш пример может сильно повлиять на развитие ребенка.

Демонстрируйте личный пример во всём..
Демонстрируйте личный пример во всём..

Демонстрируйте эмоциональную интеллигентность. Показывайте, как эффективно управлять своими эмоциями и решать конфликты без агрессии. Это обучит подростка пониманию и управлению своими чувствами.

Покажите, как управлять временем. Учите планированию времени и демонстрируйте, как балансировать работу, учебу и отдых. Это поможет развивать навыки эффективного управления временем.

Будьте активными. Поощряйте физическую активность и демонстрируйте, что забота о здоровье важна. Ваш образ жизни может стать вдохновением для их собственных здоровых привычек.

Практикуйте силу воли и самоконтроль. Учите, как преодолевать трудности и принимать ответственность за свои действия. Это важные навыки для успешного взросления.

Развивайте социальные навыки. Показывайте, как устанавливать здоровые отношения с окружающими и решать конфликты конструктивно.

Поддерживайте увлечения и хобби, показывая, что учеба и работа могут сочетаться с творческим развитием.

Если у вас есть партнер, покажите, как уважительно взаимодействовать в отношениях. Это поможет им понимать важность уважения в романтических отношениях.

Демонстрируйте, что обучение — это непрерывный процесс, и важно постоянно развиваться и учиться.

Ваш пример — мощное воспитательное средство. Ваши действия и слова формируют базу для собственного поведения и ценностей ребенка.

Эти рекомендации могут служить основой для поддержки подростков в их развитии. Но не забывайте прислушиваться к индивидуальным потребностям вашего ребенка и подстраиваться под них.

Один из выдающихся психологов, который подчеркивал важность коммуникации, уважения и поощрения в воспитании подростков, - Эрик Эриксон. Его теория психосоциального развития выделяет восьмиступенчатый процесс развития личности, в котором подростковый период играет важную роль. Он утверждал, что успешное разрешение кризисов этого периода зависит от эффективной коммуникации и поддержки со стороны окружающих, а также от уважения к индивидуальности подростка.

Стоит еще отметить работы Карла Роджерса в области гуманистической психологии. Он акцентировал внимание на важности безусловного положительного принятия, поддержания открытой и эмпатичной коммуникации в процессе воспитания.

В конечном итоге, ваша роль как родителя — это не только следить за подростком, но и активно участвовать в его жизни, поддерживая и вдохновляя. Ваша забота и любовь создадут ту опору, которая поможет вашему подростку успешно пройти через вызовы этого переходного периода и стать уверенным в себе взрослым.

С уважением к вашей роли родителя и надежде на яркое будущее вашего подростка, психолог Евгения Александровна Пилюгина.