Найти тему

Во всем виноват микроскоп! Ну или инновации, но точно не я

Оглавление

Доброго всем вечера. Сегодня я к вам вот с таким интересным вопросом: вреден ли микроскоп для дошкольника? Рассмотрим этот вопрос в контексте образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Если вы со мной давно, то наверняка помните статьи о микроскопе как таковом в детском саду :

Вообще, познавательно-исследовательская деятельность мне очень импонирует именно как инструмент развития у ребенка умения выстраивать логические цепочки. Никого не удивлю, если скажу также о том, что в ходе правильной ее организации развивается любознательность, аналитические умения и многое-многое другое. Именно поэтому всем антимодернистам, протестующим против внедрения микроскопа (да и вообще, любых современных подходов и средств обучения) в работу с дошкольниками, я советую рассматривать микроскоп в детском саду не с точки зрения доступа к микромиру и сложным биологическим структурам и механизмам, а как катализатор развития вышеуказанных мной качеств, умений и навыков.

Основная идея использования микроскопа в детском саду – изменение характера обучения. Обучение не чему-то определенному, а обучению вообще. Чтобы сделать это обучение более эффективным и интересным, способствующим развитию самостоятельности детей, формированию умений целеполагания, планирования действий. Кроме этого, использование интерактивных технологий и цифрового оборудования в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетентности педагога.

Вреден ли цифровой микроскоп для дошкольников?
Вреден ли цифровой микроскоп для дошкольников?

Так вреден ли цифровой микроскоп для дошкольников?

Как и в случае с гаджетами, помните? Писала об этом здесь:

Вреден взрослый с техникой в руках. И точка.

Что же может являться потенциально опасным в ходе работы с микроскопом в детском саду?

  1. Работа с сетью. Да, полноценный микроскоп работает от сети. Поэтому важно, чтобы использование этого оптического прибора происходило под непосредственным контролем взрослого.
  2. Демонстрация рабочего поля цифрового микроскопа на экране монитора ноутбука. Сами понимаете, количество детей в группе и формат экрана несоизмеримы.
  3. Время демонстрации на интерактивной доске (экране) сверх установленной нормы.

Как я уже сказала: только взрослый может создать условия для вредности.

Какие еще проблемы могут возникнуть при использовании цифрового микроскопа?

  • Вопрос гигиены. А именно контакта "лицо/глаза - окуляр". Однако цифровой микроскоп и нужен для того, чтобы минимизировать этот контакт и предоставить доступ к исследуемому объекту большому количеству человек.
  • Неподходящее освещение. Да, хоть современные микроскопы и оснащены LED подсветкой, все же прибор должен находиться в зоне с хорошей освещенностью, и, желательно, естественным освещением.
  • Выбор безопасных образцов для исследований. Здесь все просто. Без предметного и порой покровного стекла не обойтись, но они должны быть качественными и заводского изготовления, а не выполненным кустарным способом. Про сами объекты писать не буду. Не думаю, что педагог может выбрать для исследования что-то неприемлемое.
  • Ну и, естественно, оптика должна быть хорошей. Микроскоп для детей не обязательно должен быть бинокулярным. Достаточно и обычного, но качественного. И необходимо научить ребенка правильно смотреть в окуляр. При правильной работе с микроскопом нагрузка на глаза должна быть равномерной, чтобы глаз, наблюдающий объект в окуляр, не перенапрягался. То есть оба глаза, вопреки практикующемуся, должны быть открыты. Это не очень удобно, но правильно. Но нам с вами и не придется иметь дело с окуляром так часто, так как в индивидуальной работе вряд ли микроскопом будем использоваться, правда?

Что еще хочу сказать. Если вы все же работаете с микроскопом, не пренебрегайте минутой повторения с детьми правил техники безопасности. Их ведь можно визуализировать в формате символов, это будет отличным элементом игровой среды в центре познавательно-исследовательской деятельности и поможет ребятам самостоятельно строить высказывания, касающиеся правил использования микроскопа. Правила техники безопасности при работе с цифровым микроскопом для педагога вы можете скачать по ссылке, а также в подборке "Материалы для загрузки".

Друзья, в вашем детском саду практикуется работа с микроскопом? Как работаете? Получается? Буду рада услышать вас в комментариях, а так же лайку, оставленному к этой статье. В одном из следующих материалов расскажу о картах фиксации при работе с микроскопом. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить.