Найти в Дзене

Микроскоп в детском саду: за и против

Оглавление

Современных дошкольников интересует если не всё, то практически всё: чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские «почему». Куда интереснее не просто послушать рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть при помощи микроскопа, какие удивительные открытия сделает маленький исследователь.

Цифровой микроскоп - микроскоп самый современный. Это оптический прибор, преобразующий визуальную информацию в цифровую. Он позволяет в режиме реального времени наблюдать объект или его преобразование, делать фото- и видеофиксацию.

Цифровой микроскоп в полной мере отвечает потребностям современных детей.

Почему?

В первую очередь, потому что цифровой и предполагает работу с компьютером, что очень привлекает ребенка. А для нас - это возможность направить деятельность детей в образовательное русло.

Работа с микроскопом - это работа руками, чего часто не хватает детям. Интерес к исследованиям у детей однозначно вырастет.

Я слышала мнение, что использование микроскопа как такового - это задача школьного обучения, ведь темы, которые изучаются при помощи микроскопа довольно специфические и сложные. Действительно, разработанного методического материала для организации этой деятельности с дошкольниками просто нет. В этом сложность. Однако на то мы и педагоги-дошкольники. Кому, как не нам, внедрять новинки?

Вот некоторые примеры. Дети часто слышат, что воздух в лесу чище городского? А чем подкрепляется это знание? Тем, что так сказал взрослый? Почему бы не предложить детям взять снег из леса и с ближайшей дороги, подождать пока он растает и рассмотреть полученную воду под микроскопом?

Или в процессе трудовой деятельности по поливу комнатных растений педагог говорит детям о том, что полив необходим для того, что растение не засохло. А как происходит поступление воды в растение? Это можно проверить, взяв веточку и поставив ее на некоторое время в окрашенную воду. Затем сделать срез стебля и рассмотреть его под микроскопом. Оказывается, воду с питательными веществами всасывают лишь некоторые участки стебля, значит остальные - выполняют другие функции.

Срез стебля растения
Срез стебля растения

А еще вы когда-нибудь задумывались, почему сахарный песок белый? Его тоже можно рассмотреть и увидеть неожиданный результат: сахарный песок - это множество кристаллов... прозрачных кристаллов. А это уже оптика и знания из других областей наук.

А вообще, не стоит ограничиваться лишь своими мыслями. Позвольте детям исследовать то, что им захочется. В данном процессе, на мой взгляд, важно не столько усвоение каких-то конкретных знаний, сколько желание познавать этот мир, выдвигать предположения, сравнивать, анализировать, формулировать выводы. Взаимодействовать в коллективе, естественно. А не это ли требует Стандарт?

Так в чем же преимущества для нас как организаторов образовательного процесса?

  1. Работаем в ногу со временем, реализуя информационно-коммуникативные технологии.
  2. Используем в работе с детьми современные способы фиксации хода эксперимента и его результатов.
  3. Собираем коллекции, подборки фотографий, отражающих изученную тематику.
  4. Оформляем на реальных объектах демонстрационный и раздаточный материал.
  5. Цифровой микроскоп позволяет работать одновременно подгруппе детей, поскольку не предполагает непосредственной работы с окуляром. С точки зрения гигиены это тоже очень актуально. Конечно, правила работы с микроскопом не предполагают соприкосновения глаза с окуляром, но, поверьте, дети будут делать именно так. Поэтому после смены исследователя окуляр необходимо обработать.
  6. Изучение объекта в динамике: мы имеем возможность проведения фото- и видеосъемки для отображения промежуточных стадий длительных процессов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени, например, процесс прорастания семян.
  7. Дети в процессе работы учатся "говорить". Это очень важно, ведь даже учителя начальных классов отмечают, что современным ученикам очень тяжело формулировать мысль, поддерживать диалог и, тем более, для них тяжела речь монологическая.
  8. Думаю, список можно продолжать...
Плотная ткань
Плотная ткань

Друзья, спасибо за внимание. Не бойтесь практиковать новые подходы к образовательной деятельности. У вас все получится.