Сразу предупрежу, что история сия опять... грустная. С одной стороны, это подвиг, с другой... (Подвиг, всегда связан с чьим-то раз...). Предыстория кратко изложена в приведенной выше цитате из "Хроники..."
Почему выбрали именно "Полину Осипенко" и "Анатолия Серова"?
Они строились как сухогрузы-рудовозы и у них трюма могли использоваться для перевозки руды. Руда - груз достаточно тяжелый, причем при выгрузке его использовали грейферные захваты, в связи с этим, трюма имели приличные толщины, а, набор был усилен. История их такова...
Перед войной судостроительный завод имени 61 коммунара в Николаеве (ставший чуть позже №200) построил два однотипных сухогруза-рудовоза. Их корпуса спустили на воду еще в 1933 году, но достройка их шла достаточно долго (хватало двигателей).
Сдали их только в 1938-м. Назвали их в соответствии с духом тех времен: "Коллективизация" и "Индустриализация". Оба были переданы Азовскому пароходству. Возить они должны были руду для Керченского завода им. Войкова и на экспорт.
Однако в историю флота они вошли совсем под другими названиями: 07.06.1939 г. после гибели летчиков-героев Полины Осипенко и Анатолия Серова, сухогрузы получили их имена: "Индустриализацию" переименовали в "Полину Осипенко", "Коллективизацию" - в "Анатолия Серова".
Размерения судов длина - 111,1 м, ширина - 15,7 м, осадка - 6 м. Но дизель был один (по документам стоял лицензионный "Зульцер", производства завода "Русский Дизель", мощностью 1800 л.с.). Мы малость уже коснулись завода "Русский дизель", и в принципе, понятно что это был лицензионный зульцеровский 4-цилиндровый двухтактный дизель (типа S-68) с мощностью 450 л.с. в цилиндре. Скорость полного хода: 10,5 узлов.
Рудовоз-сухогруз "Полина Осипенко" (строительный №219) вошел в состав Азовского государственного морского пароходства. Но с начала войны он был мобилизован, и числился в составе Черноморского флота в качестве транспорта. Вооружение, судя по документам, отсутствовало.
По воспоминаниям, одесские портовики получили задание в предельно короткие сроки эвакуировать более сотни локомотивов в Николаев, но поначалу эта задача казалась невыполнимой — в Одесском порту не было судов, пригодных для приемки такого груза. Но, в конце-концов, удалось погрузить семь паровозов и тендеров к ним на теплоход «Полина Осипенко». Но эта операция при отсутствии мощных кранов и остром дефиците времени потребовала невероятных усилий. Сухогруз, к сожалению, сумел сделать только один рейс.
13.08.1941 г. транспорт следовал обратно из Николаева в Одессу (так пишут официальные источники) с грузом и пассажирами (более 1000 чел.) на палубе и имея на буксире - два недостроенных военных корабля (лидер "Киев" и подводная лодка "С-35"). Правда, я не очень понимаю, зачем эвакуируемые и недострой в осажденной Одессе, но... (что вижу, то пою).
Транспорт "Полина Осипенко" был атакован авиацией противника после выхода из порта. В теплоход попали 2 авиабомбы, вспыхнул пожар. Капитан сумел вывести судно на бровку канала в Днепровском лимане в районе Очакова,, где оно затонуло. С помощью подоспевших рыболовных судов пассажиры и экипаж высадились на берег. Погибло 9 чел. Подводную лодку взял на буксир транспорт "Москва" и оттянул ее в Севастополь (детали ее орудия мы нашли в одном из наших доков). Потом ее оттянули в Поти (но это отдельная история). Недостроенный лидер подхватили корабли охранения. Но, паровозы транспорт успел доставить.
Одновременно готовилась и другая "отправка". В книге Б.А. Вайнера указывается "Для вывоза из Одессы паровозов решили сначала использовать железный док завода имени Марти подъемной на 4 тыс. т. Его переоборудовали за одни рабочий день. На стапель-палубе кильблоки и инвентарь заменили четырьмя рядами шпал, на которые уложили рельсы с расчетом разместить паровозы в два ряда. Попытка погрузить паровозы с помощью 100-тонного плавкрана не удалась. Тогда решили накатывать их по рельсам. Для этого док перешвартовали к торцу Платоновского мола. У его противоположного конца разобрали тупик железнодорожной линии, проложили до стапель-палубы рельсы с соответствующим уклоном, позволявшим пропускать паровозы без особого риска их разрыва на стыке судна и мола. Таким способом за сутки на плавдоке было размещено 26 паровозов и 10 тендеров. На нем же отправлялись 52 локомотивные бригады.7 августа экспедиция (начальник капитан дальнего плавания К. И. Мощинский, его помощник — докмейстер С. А. Лазукин) отошла от Платоновского мола. Плавучий док буксировали ледокол «С. Макаров» (капитан Д. Т. Чертков) и буксир «Силин» (капитан П. М. Бондаренко). В пути охранявшие их канонерская лодка «Красная Армения» и другие боевые корабли успешно отражали атаки фашистских самолетов. Через два дня экспедиция благополучно прибыла в Николаев. Там локомотивы выкатили на причал Широкого мола. Оттуда они отправились в глубь страны по железной дороге. После разгрузки плавдок морским буксиром «Силин» был выведен в Днепробугский лиман, где его поставили на якорь: проход у Очакова и Кинбурнской косы был блокирован противником. Неделю спустя, получив от военно-морского командования буксирные средства, экспедиция благополучно прошла ночью мимо Кинбурнской косы и через сутки прибыла в Севастополь".
Хроника же дает иные данные, из которых становится ясно, что командующий ЧФ жалуется заместителю наркома ВМФ
И, все... в "Хронике..." по этому вопросу тишина. Хотя в литературе есть данные: "В начале августа 1941 г. железнодорожниками была погружена на три плавучих дока большая часть паровозов и 40 тендеров. Один док с паровозами благополучно дошел и был выгружен в Николаевском порту, другой в Новороссийском. Третий, недостроенный железобетонный док с паровозами капитан буксирующего корабля посадил на мель в 5 км от порта Одесса. По причине того, что в нем был открыт кингстон, док начал тонуть".
Вот насчет Новороссийска, это неправда. Поясню чуть позже.
"Каша" из информации? Давайте раскладывать по полочкам. Первый док, груженный паровозами, несмотря на "кляузы" флота ушел (и, даже был частично разгружен). Более того, одесские портовики сумели отправить второй док с 28 паровозами. После отправки второй партии паровозов одесские портовики начали загружать 6000-тонный железобетонный плавдок, доставленный накануне из Херсона. Командовал им капитан дальнего плавания С. В. Котляров. Экспедицию возглавил капитан дальнего плавания В. Э. Цильке. Хотя док не был достроен, не прошел ходовых испытаний, рискнули на его стапель-палубу уложить шесть линий шпал и закатить на них 60 паровозов в три ряда. Вели его ледокол «Торос» и буксир «Мартиец». Дойти же до места назначения экспедиции не довелось. Еще в порту док подвергся ударам вражеских самолетов. Корпус его деформировался, в подводной части отсеков появились трещины. На переходе течь усилилась. Вскоре судно начало тонуть. Его стали буксировать к отмели, но спасти не смогли. Док ушел ко дну в трех милях от Воронцовского маяка. 3-й док не дошел (может, и к лучшему). Почему?
Все дело в том, что конец этой истории я уже выкладывал здесь и здесь Даже фото этих паровозов есть. Но, увы... НЕ НАШИ.
Меня всегда поражала бездумность выполнения приказов "начальства". Ведь никто не попытался "переадресовать" конвои с паровозами хотя бы в Херсон, ведь 14 августа немцы были уже в Николаеве. Нашлось все: недоразгруженный док с паровозами, второй затопленный док с 28 паровозами, 100 тонный плавкран...
Что касается железобетонного дока в 4 тыс. тонн, судьбу которого мы проследили до Казачьей бухты Севастополя, то постояв немного, он отправился дальше (не сам, конечно, на буксире). Сначала в Феодосию, потом в Керчь. Там он стоял до ноября 1941 года. Далее есть такие данные: «8.11.1941 Плавучий док (железобетонный), 6000 т, шел на буксире ледокола «Торос» из Камыш-Буруна в Новороссийск, имея груз Камыш-Бурунского завода. От прямого попадания бомбы затонул 9.11.41 в точке ш=4503',4; д=3622',2» Еще раз: из Камыш-Буруна в Новороссийск, но, затонул у Кыз-Аульского маяка (в 7 милях западнее фарватера и в 12 милях от прохода в минных заграждениях. Кстати, в немецких документах этот док есть (точнее, не он, а его потопление). Он и ныне там. По рассказам местных жителей, кроме оборудования и комбайновых моторов, на нем находились и промтовары (швейные машинки, посуда и прочее). Вот это «богатство» в первые годы после войны буквально собирали на берегу.
Откуда брались у нас бетонные доки? Дык...
Предприятие было основано в 1936 году, как «Докстрой» ("Докбудом"его никто не называл), и, действительно, К началу Великой Отечественной войны в Херсоне уже были готовы четыре ж/б дока по 6000 и 4000 тонн и восемь находились на разных стадиях строительства.
Затем, уже после освобождения, в 1944 году предприятие было реорганизовано в «Херсонскую судостроительную верфь», а позже, в 1970 году, в «Херсонский судостроительный завод «Палада». В 1977 году завод стал частью «Херсонского судостроительного объединения», а в 1998 году Херсонский государственный завод «Палада» получил свое нынешнее название и полную юридическую и финансовую независимости. После создания в 2010 году государственного концерна «Укроборонпром», предприятие было включено в его состав. Сейчас не знаю...