Найти тему
МИР (Море История Россия)

Немцы на Черноморском судозаводе, что они там нашли?

До этого мы писали о том, что на "южном" заводе (61 коммунара) были найдены несколько недостроенных кораблей, которые не удалось эвакуировать в Севастополь.

20 числа немцы обшаривали "северную" верфь (ЧСЗ). Здесь были обнаружены недостроенный легкий крейсер на стапелях и 4 недостроенных эсминца проекта 30 (скорее всего, «Отменный», «Обученный», «Отчаянный» и «Общительный», стапельные номера 1093-1096). "Озорного" и "Огневого" наши сумели увести.

Причем противник смог захватить часть артиллерии, предназначенной для установки на кораблях. Если читатели помнят, мы говорили о 76-мм спарках 39К на немецких батареях. Так вот, обе эти спарки были захвачены в Николаеве, и, запись об этом есть в документах за 21 августа 1941 года.

одна из спарок №357 на двух фото
одна из спарок №357 на двух фото
-2

На немецких снимках фигурирует еще одно (одиночное) орудие: 34К, и, точно, в документах оно есть. И, не только оно.

-3

Противник указывает в числе трофеев 8 (восемь) 130-мм орудий на поворотных лафетах. Откуда восемь? "Оттуда!" Немцы пишут: две спарки, четыре одиночных. А, еще две 45-мм и куча материала.

Башня Б-2ЛМ в транспортном положении на платформе. Перед ней ящики с боезапасом.
Башня Б-2ЛМ в транспортном положении на платформе. Перед ней ящики с боезапасом.
Известный снимок со 130-мм орудиями ОСЗ, образца 1913 года, это там же.
Известный снимок со 130-мм орудиями ОСЗ, образца 1913 года, это там же.

Мы когда-то писали про "самый длинный пароход на Черном море", а ведь он тоже был захвачен немцами в Николаеве.

-6

На элеваторе (том самом, за который потом, в 1944-м будет вести бой К. Ольшанский) обнаружены 41 тыс.т. зерна. "Харьков" тоже заполнен зерном и затоплен (наверное, хотели, чтобы судно "повторило подвиг" порвавшись пополам).

Далее последовала еще одна "удивительная" находка. Обнаружен бетонный док с 28 исправными паровозами. Это одесские паровозы. В нашей литературе принято писать, что:

"В начале августа 1941 г. железнодорожниками была погружена на три плавучих дока большая часть паровозов и 40 тендеров. Один док с паровозами благополучно дошел и был выгружен в Николаевском порту, другой в Новороссийском. Третий, недостроенный железобетонный док с паровозами капитан буксирующего корабля посадил на мель в 5 км от порта Одесса. По причине того, что в нем был открыт кингстон, док начал тонуть. Вот это как раз "николаевский док". Кстати, обращаю внимание на то, что железобетонные плавучие доки строили у нас еще ДО войны (но искусство сие кануло в лету во времена перестроечные, и о них уже кое-кто из "мэнэджэров" говорит, как о новом слове в технике, хотя автор сам их строил когда-то, ну, да ладно).

Немцы вполне себе добросовестно доделали то, что не сделали наши: выгрузили паровозы, и, они оказались вполне исправными (потому, на снимках немцев много паровозов. Это те самые. Ну, и док они тоже "оприходовали".

-7

Розыски позволили обнаружить еще один затопленный док (30 тыс. т.) южнее Николаева, и в порту "южного" завода затопленный плавкран, грузоподъемностью 150 тонн.

В принципе, мы столько потеряли из-за этой войны, столько труда ушло в... (вникуда). Начинает брать досада, (а, значит, пора прерваться, продолжим позже).

В связи с тем, что до Севастополя было еще как до Москвы... (в общем, далеко), барону фон Рихтгофену, как временную альтернативу, предложили Херсон, куда тот и направился со своей командой из Тирасполя. Но, это отдельная история.