Как и всякий нормальный, реально мыслящий человек, я спокойно отношусь к событиям, которым уже более 80 лет, и стараюсь трезво оценивать происходившее, извлекая из него нужные уроки. Жаль, что в идеологических целях реальная картина «заштукатуривалась», и сверху, по картине реальных событий писали «новое эпохальное полотно». Но, краска с этого, «нового» полотна давно уже начала осыпаться от старости.
А, потому, давайте просто попробуем посмотреть на события другими глазами, глазами противника. Это просто «взгляд с другой стороны», "отрезвин" для для более четкого и внятного восприятия истории.
В отличие от наших «стратэгов» для которых детали не важны, наш противник достаточно вдумчиво подходил к решению задач, и планируя захват территорий, заранее организовывал нужные службы. Если советские части, даже на завершающем этапе войны, часто формировали комендатуры из состава боевых частей, то противник действовал иначе. У него уже были готовые, обученные комендатуры, которые занимали тот или иной населенный пункт.
В морских вопросах, был точно такой же подход. Противник, зная что ему предстоит захват Черноморских портов, сформировал все необходимые подразделения, вплоть до морских рот, которые должны были сразу брать под охрану порты, и, сразу принимать меры к восстановлению их работоспособности (до появления специально сформированной морской администрации).
Так, к примеру, 9-я портовая комендатура (HaKo 9, корветтен-капитан Райхерт-Фасилидес) предназначалась для Одессы (но с Одессой пришлось повременить, ибо наши войска спутали все планы, а, потом, и вовсе ее румынам отдали), 7-я морская комендатура (фрегаттен-капитан фон Кляйн) была назначена Николаеву, 8-я комендатура, которую должен был возглавить родственник барона Вольфрама фон Рихтгофена (тоже родственник баронов Лотара и Манфреда, и, тоже, как ни странно, по фамилии фон Рихтгофен), предназначалась Севастополю (но с ней очень сильно пришлось повременить).
Для чего копаться в этих материалах? Для того, чтобы понять, общую картину. В них очень любопытные детали обнаруживаются (если хорошо знать материал). Пока все эти команды сидели в Румынии, и ждали своего часа. Захват первого крупного советского порта и центра судостроения в Николаеве, привел всю эту машину в движение. И собрав свою 7-ю команду «кап-три» (примерно этому званию соответствует импортный «корветтен-капитан») фон Кляйн отправился в путь.
А, вот дальше идет интересная немецкая "экскурсия". В нашей литературе указывается следующее:
"14 августа были взорваны стапеля судостроительных заводов № 198 (имени А.Марти) и № 200 (имени 61 коммунара). Взорваны важнейшие цеха, из строя частично выведено оборудование кораблестроительных заводов (крытый эллинг со стапелями № 2 и № 3 и батопорт большого стапеля на заводе № 198).
На стапелях завода № 198 из-за невозможности спуска на воду и эвакуации при оставлении города частями Красной Армии взорваны подлодки С-36, С-37, С-38, а подлодки С-58, С-59 и С-60, готовность которых была до 3%, были просто оставлены.
Однако для уничтожения всех верфей практически не было необходимых для этого средств (на заводе № 200, например, было только 10 толовых шашек). Николаевская судоверфь (завод № 200) досталась немцам практически работоспособной".
Насколько эта информация правдива, и насколько говорят правду немцы. Сравним?
Нет, я не только фоточки буду постить, а документы выкладывать, причем документы, за достоверность которых "экскурсант" отвечал головой, и материальные ценности, обнаруженные на этой "экскурсии" должны были учитываться "до болтика" и использоваться во благо Фатерлянда.
Даже немцы отмечают, что на южном стапеле были сильные разрушения. На стапеле находился в неповрежденном состоянии недостроенный линкор. Какой? А, вот такой:
Недостроенный линкор "Советская Украина", проекта 23, типа "Советский Союз" (о них, если интересно, потом будет отдельный рассказ).
Что дальше указывают немцы? "один маленький крейсер" О чем они? Остов "Орджоникидзе" остался на стапелях, но... 68-й проект "маленьким" не назовешь.
Скорее всего, речь идет о недостроенном корпусе одного из лидеров 48-го проекта (который якобы разобрали на металл), Противник указывает, что "...эллинг сожжен, так же перед ним два корпуса подводных лодок".
Обнаружены два буксира, один не поврежден, но не на ходу.
В ходе дальнейшего обследования "южного" завода (завод 198 совр. "им. 61 коммунара"), кроме тех двух подводных лодок водоизмещением по 500т. (скорее всего С-36 и С-37), была найдена еще одна подводная лодка на стапеле, водоизмещением около 800 т. Кроме того, обнаружены 4 транспорта, каждый по 800 тонн в постройке, кильблоки частично сожжены. В данном случае речь идет о сторожевых кораблях проекта 29 (типа Ястреб). На реке Буг обнаружена частично наполненная танкерная баржа.
Потом немцы отправились на вторую (северную) площадку, но об этом в следующей статье.