Многие знают о подвигах, Александра Матросова, Веры Волошиной, Зои Космодемьянской и др. героев ВОВ. Но про Марию Цуканову, слышали наверно лишь жители Дальнего Востока, некоторых регионов Сибири, да еще те, кто интересуется не просто историей ВМВ, но ее Азиатским направлением. А точнее военными действиями между СССР и Японией.
Маша Цуканова родилась в Омской губернии, в селе Смоленском, Тюкалинского уезда, Крутинского района. Известен день ее рождения 14 сентября. А вот с годом получилось несоответствие. Дата рождения не совпадает в различных источниках. В одних указан 1924 год, в других 1923.
Начало второй мировой
Как бы там ни было, но на момент начала второй мировой, Маше еще не исполнилось 18 лет. В 1930 году Семья Маши, ее мама, старший брат, три сестренки с младшим братом и отчим - отец умер рано и детей воспитывал отчим Николай Васильевич Крахмалев - переехали в Красноярский Край, в Хакасию, в поселок Орджоникидзевский, Саралинского района. Здесь Маша и окончила неполную среднюю школу, и собиралась ехать в Абакан, чтобы поступить в Хакасское педагогическое училище.
Но началась война, которая нарушила все планы. Мария, как и сотни тысяч советских юношей и девушек, пошла в военкомат, чтобы записаться добровольцем на фронт. Но ей, как несовершеннолетней, конечно отказали. Тогда Маша устроилась телефонисткой в поселковый узел связи. А в декабре 1941 года в их родной поселок перевели эвакуированный из Ростова госпиталь. Девушка, воодушевленная патриотическими чувствами, пошла, работать в госпиталь санитаркой, чтобы ухаживать за ранеными бойцам.
К тому времени, отчим и старший брат Марии были уже на фронте. А Маша, вместе с подругами, в 1942 году, по призыву партийной и комсомольской организации, поехала в Иркутск, чтобы работать на военном заводе, производящем продукцию для фронта. Молодежь, заменяла у станков, ушедших на фронт взрослых специалистов.
Девушка трудилась на заводе, вначале ученицей, затем приемщицей. Руководство предприятия, заметило ответственность и честность Марии, и назначило ее контролером по приемке продукции. Одновременно, без отрыва от производства, Мария училась на курсах санинструкторов.
Война с Японией
В мае 1942 года, вышел указ о призыве в ВМФ 25 тысяч девушек-добровольцев. Маша сразу же пошла в военкомат, и 13 июня 1942 года была призвана на военную службу. Девушка просилась на фронт, но как говорится - человек полагает, а начальство располагает. Для прохождения воинской службы, Мария, была отправлена на Дальний Восток.
Вначале Маша служила в береговой обороне, телефонисткой, а затем дальномерщицей 51-го артиллерийского дивизиона.
Затем, окончив школу младших медработников, была определена санинструктором третьей роты 355 батальона морской пехоты Тихоокеанского флота. Здесь служба девушки продолжалась до самого начала военного конфликта между СССР и Японией. 8 августа 1945 года, СССР, выполняя свои союзнические обязательства, объявил себя в состоянии войны с Японией.
Уже 14 августа 1945 года, батальон морской пехоты, в котором Мария служила санинструктором, в звании ефрейтора КА, стал участником десантной операции по освобождению корейского порта Сейсин (Чххонджин).
Поначалу, операция развивалась довольно успешно, нашим десантникам, под огнем противника, все же удалось, высадится на берег и захватить плацдарм, вблизи города.
Но затем, японцы обрушили артиллерийскую канонаду на высадившийся десант, после чего японские войска перешли в контрнаступление. Наши резервы запаздывали и десантникам, краснофлотцам, пришлось принять неравный бой.
Машина рота была оставлена для прикрытия вынужденного отступления других частей. Мария категорически отказалась покинуть свою роту, хотя ей было предложено уйти с отступающими отрядами.
Бой
В ходе тяжелейшего многочасового боя, Мария вынесла с поля боя 52 раненых бойца, и командира роты, при этом, сама была ранена осколком в плечо. Но и после ранения, девушка, наскоро перевязавшись, отказалась покинуть передовую и, взяв в руки автомат, вместе с другими бойцами отстреливалась от наседавшего врага. Даже видавшие виды солдаты, прошедшие фронты ВОВ, были поражены мужеством и отвагой хрупкой с виду девушки.
Когда остатки Машиной роты, начали отступать, она, осталась с группой бойцов, прикрывать отход своей роты. Вся группа погибла, отстреливаясь до последнего патрона. Мария была ранена еще раз, в ногу. Идти она уже не могла. Вставив в автомат ППШ последний диск, Маша замерла, претворившись убитой. Все ее товарищи или погибли или, тяжело раненные, были без сознания.
Японцы, ободренные тем, что русские перестали стрелять, поднялись во весь рост и пошли на позиции небольшой группы красноармейцев, которую они удерживали несколько часов. 50 метров, 40, 30, 20 метров - и тут Мария приподнялась и дала несколько длинных очередей из автомата, расстреливая последний диск. Этими, последними очередями, девушка отправила на тот свет не менее двух десятков японских вояк.
Плен
Взбешенные японцы, не стали сразу убивать попавшую в их лапы смелую русскую девушку. Они устроили ей допрос с пристрастием, пытаясь выведать у нее нужную им информацию. Но Маша молчала, с презрительной усмешкой глядя в глаза своим мучителям. Это окончательно привело в ярость японских фашистов.
Утром 16 августа, наконец, подоспели наши резервы. Японцы были отброшены и, поняв безысходность своего положения, стали сдаваться в плен.
Когда солдаты 355 батальона зашли на позиции своей героической роты, прикрывавший их отход, то среди убитых наших воинов и добитых японцам раненых, нашли и тело Маши, которую, не сразу опознали.
Говорят, что пленные японцы, валялись в ногах, у наших морпехов, моля о пощаде. Офицерам пришлось попотеть, чтобы удержать разъяренных краснофлотцев от самосуда над пленными. Главным доводом была просьба не опускаться до их уровня. В конце концов, это сработало.
Похоронили останки Марии здесь же, недалеко от места боя, в братской могиле, на сопке Комальсам. Сегодня, бывший Сейсин, это северокорейский город Чхонджин. Над братской могилой установлен мраморный мемориал, с надписью: "Здесь похоронены 25 русских героев, павших смертью храбрых в борьбе против японских захватчиков".