Найти в Дзене

Стома: закрыть нельзя оставить. Где поставить запятую?

Мне очень нравится выражение - мол, выход из сложной ситуации там же, где и вход. Ко многому можно применить, а вот к ситуации с мамой не получается. Или я уже не могу абстрагироваться и посмотреть свежим взглядом.

Почти две недели ничего не писала. Не то чтобы нечего рассказывать - не хочется наводить тень на плетень и описывать не очень веселые события.

Поэтому вкратце.

Повторную колоноскопию в онкоцентре мама сделала.

Правда, поездка едва не сорвалось - накануне маме стало плохо. Плохо так же, как было, когда ее экстренно госпитализировали в мае с непроходимостью кишечника. На этот раз мама позвонила мне ближе к вечеру и еле слышно сообщала, что ей очень плохо и она умирает. На вопросы - что, как, почему - слабые ответы, мол, с утра рвет, тошнит, невыносимо болит живот.

Скорая приехала минут через 30. Сделали обезбол и уехали. Со слов мамы, ничего не смотрели, даже живот не пальпировали. Как так? Оказывается, мама сказала, что ей завтра в Тамбов на колоноскопию, ее и оставили со словами - мол, мы тут ничего не понимаем по вашей части, завтра ж вы к специалистам поедите, вот там и разберутся.

Ёклмн, а если это, например, аппендицит острый? Какой обезболивающее??

... Вторую скорую я вызвала ближе к полуночи. Забрали. Отвезли в районную больницу. Вызвали хирурга, который принимал мама полгода назад, в самом начале этих "приключений". Он долго смотрел, сделал УЗИ. С маминых слов: "Мял-мял кишки, что-то долго прослушивал каким-то аппаратом, после чего кишечник заработал". Резюмировала непонятно - как будто случилась непроходимость тонкого кишечника, и стома у нее три дня не работала.

Затем пришел терапевт, тоже осмотр. По телефону мне сказали, что похоже на кишечную инфекцию. При этом температуры не было. До утра маму прокапали, так как было очень сильное обезвоживание, обезболили, понаблюдали. Утром пришла в себя и поехала в Тамбов на колоноскопию.

***

Результат исследования, как и предыдущий - стриктура кишки (кольцевидное сужение) в зоне анастомоза, просвет 5 мм. Взяли повторную биопсию в зоне уплотнений.

***

И снова все по кругу. Звоню маминому хирургу. Говорит, такое бывает. Надо смотреть. Если сужение короткое - ну, допустим, мм 5-7, можно попробовать разбужировать сразу, это эффективно. Если больше, то увы. Спрашиваю, что можно сделать в таком случае в нашей больнице. А ничего, говорит. Нет у нас пока никаких технологий. Бужирование в несколько этапов, баллонная технология и прочие - все это не у нас. Можно только радикально, т.е. вырезать отдел со стриктурой и наложить новый анастомоз. И надеяться, что пронесет.

***

Разумеется, с вопросом "почему так случилось" я обращалась и к врачу, и в сеть, и к людям, уже прошедший этот путь.

В сети в научной статье нашла следующее - чаще всего стриктура возникает на месте удаленной злокачественной опухоли, также имеет значение способ наложения анастомоза. Аппаратное наложение, в том числе со скобками, может выступать дополнительным фактором риска. В нашем случае было как аппаратное. Со слов врача, раньше было американское оборудование, сейчас китайское, но работает хорошо, в штатной режиме.

Еще из интересного - соблюдение рекомендаций после операции. И, собственно, наличие этих самых рекомендаций. Знакомые, кто прошел через аналогичную операцию, стомирование и восстановление, подтвердили, что после выписки были даны рекомендации по регулярному спринцеванию и посильному труду/движению. Чтобы кишечник, хоть и "отключенный", сохранял механическую функцию.

Маме про спринцевание сказали лишь недавно, уже по факту обнаружения проблемы. Ну и с движением у нее не особо... Особенно в статусе "человек болеющий". Полежать, в кресле посидеть... Мало, конечно.

***

В понедельник очередной забег по больничным кабинетам. Надеюсь, придет повторная биопсия, после чего онколог должен выдать маме контрольное заключение по результатам лечения. Дальше хирург, который определит масштаб вмешательства и решит, достаточно ли местного бужирования или...

А что или? Если нет - надо, говорит, выбивать квоту куда-нибудь еще. Впрочем, это уже совсем другая история. И я пока надеюсь, что она нас не коснется.

Всем крепкого здоровья и хороших новостей!

Ваш Исследователь жизни и автор канала Марина