Когда заходит речь о внешнеэкономической деятельности, нередко можно встретить различные незаконные схемы по "оптимизации" расходов, ощутимая часть которых оставляется в таможенных органах в виде пошлин, акцизов и взяток налогов. Сложное законодательство и многочисленные барьеры ведут к тому, что дешевле подкупить таможенника, чем нести издержки "по белому".
В современных реалиях количество беспредельщиков среди таможенников становится всё меньше. Времена настали заметно другие, а антикоррупционные меры всё-таки работают. Конечно, полностью коррупцию из таможенных органов не вытравили, но всё что есть сегодня, это жалкая пародия того, что творилось в шальные 90-е и нулевые годы.
Коррупция заметно поменяла свою структуру. За таможней наблюдают со всех сторон. Помимо собственных особистов в лице подразделений по противодействию коррупции, таможню нехило пасёт БЭП и, разумеется, контора. Где-то рядом ещё присутствует транспортная прокуратура, но её роль скорее номинальная, чем действенная.
В таких условиях брать и давать взятки становится сложно. Существует много рисков. Даже если дать денег таможенникам, нет гарантии того, что потом товар не накроют возле какого-нибудь "Садовода" на разгрузке. А коммерсанты вполне умеют считать свои деньги, которые терять на пустом месте они не намерены.
Поэтому особо матёрые бизнесмены теневого сегмента внешнеэкономической деятельности стараются найти более влиятельную "крышу". Стоимость такой дружбы варьируется в зависимости от влиятельности подразделения и ведомства. Очевидно, что люди с серьёзными финансовыми ресурсами пойдут договариваться не с инспекторами и даже не с их пугливым начальством, а с теми, кто их контролирует.
Примерно так размышляли бизнесмены в одном из регионов нашей страны, в котором несут свою потешную службу мобильные группы. Эти подразделения таможни были придуманы для того, чтобы пресекать контрабандные потоки товаров, ввозимых из союзных государств по Евразийскому экономическому союзу. Непосредственно на границе таможенных постов нет. Мобильные группы стоят на дорогах и отлавливают грузовики с левым товаром.
За годы становления и существования мобильных групп они стали препятствием для ввоза в нашу страну всякого немаркированного шмурядка и прочего контрафакта. В союзных странах, мягко говоря, ввоз контрабанды не считают чем-то плохим. Причина в том, что большинство таких товаров предназначается именно для нашей страны (их государства при этом практически не несут экономический урон). Заодно и местные умудряются зарабатывать на таких поставках.
Фуры из Казахстана и Киргизии идут большими потоками. На их пути стоят таможенники, которые арестовывают левые товары на многомиллионные суммы денег, срывая поставки и мешая зарабатывать деньги. Как повлиять на ситуацию? Подкупить мобильные группы? Можно, но риски потерять товары остаются. Нужен более надёжный план, не так ли? В этой истории решили подкупить сотрудника отдела по противодействию коррупции.
Вероятно, коммерсанты в своих мыслях руководствовались понятиями о том, что всякие ОСБ работают по известному принципу "пчёлы против мёда". Но всё дело в том, что за редким исключением в подразделениях по противодействию коррупции таможни работают честные люди, которые добросовестно исполняют свои задачи и не ведутся на поводу у заманчивых предложений.
Сотруднику ОПК за обеспечение безопасности перевозки немаркированных бытовых товаров предложили 190 миллионов рублей. Нет. Не так. СТО ДЕВЯНОСТО МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ. Это достаточно крупная и даже рекордная сумма для взятки. Тем более, таможеннику, пусть и сотруднику ОСБ. Оперативник не соблазнился на незаконное обогащение и решил поступить по закону.
Подозреваемые дали часть взятки в виде наличных денежных средств долларами США, которые эквиваленты 158 тысячам рублей (какая-то малая часть от обозначенной суммы). Противоправные действия пресечены сотрудниками конторы совместно с сотрудниками отделения по противодействию коррупции таможни.
Возбуждено уголовное дело по части 5 статьи 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере). Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет.
Да, в этой истории, к сожалению, известно далеко не всё. Такими суммами могут вертеть только очень серьёзные люди (если, конечно, не идёт речь об авантюристах и понторезных обещальщиках). Почему решили предложить столько денег обычному сотруднику ОПК? Это был какой-то контракт на 10 лет с оплатой вперёд? Или в представлениях коммерсанта он должен был разнести деньги по всем заинтересованным кабинетам?
Это очень странная история, которая наверняка имеет свою занимательную предысторию. Если мы имеем дело не с прощелыгами, а серьёзными людьми, то таких просто так среди бела дня, как правило, не накрывают, а тонко намекают о невозможности сделки. Так что здесь можно строить догадки от банального передела сфер влияния до элементарного "что-то пошло не по плану". Но шухер произошёл знатный, да....
© Злой таможенник