Найти тему
LANASKINO

Каким мог бы быть"Убийца" Финчера?

Оглавление

В 2023 году на экраны вышел новый фильм Дэвида Финчера "Убийца" с выразительным в своем молчании Майклом Фассбендером.

Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск

Первоисточник

Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск

Кинолента о немногословном киллере, который допустил промах, за что был наказан, а потом отправился убивать всю цепочку заказчиков, основана на комиксе Алексиса Ноле (Матца) и художника Люка Жакамона.

В оригинальном комиксе убийца по имени Кристиан начинает свое ремесло как любитель в 20 лет, а позже "набивает" руку и становится профессионалом.

Будучи французом, он много путешествует по Латинском Америке, он состоит в отношениях с венесуэльской дамой, верной и молчаливой, с которой у него есть сын, и с кубинской любовницей Катей.

В комиксах, так же как и в фильме Финчера, почти нет диалогов - только внутренние монологи Кристиана.

Впечатления от фильма

Сразу скажу, что мне фильм не понравился.

Мне было скучно его смотреть, было скучно слушать монологи героя, единственная отрада - это Майкл Фассбендер, который умудрялся быть внутренне статичным, совершая даже очень активные действия, и выразительным в своей статичности.

Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск

Я не большой фанат Финчера.

Его фильмы я воспринимаю как закрученные детективы-бестселлеры в красочной, но мягкой обложке. Они обычно про нездоровых психически людей, которые совершают антисоциальные поступки. Режиссер хорошо создает понятную для жанра атмосферу и умеет создавать то, за что можно любить детективы: напряжение и сложную, но решаемую загадку.

Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск

Я вижу в картине много недостатков: затянутое начало, отсутствие напряжения, герой механистичен, его связь с женщиной (ради которой он, на первый взгляд, можно подумать совершает свой путь убийств) не выстроена для зрителя так, чтобы нам было не все равно достаточно, чтобы хотеть ее безопасности, внутренние монологи невыразительны, у героя отсутствует чувство юмора и стиля - зрителя заставляют смотреть на человека, которому самому скучно и который непонятно с кем и зачем конкретно борется. И это не похоже на Финчера.

Фантазия на тему, каким великолепным мог бы быть этот фильм

Но что если посмотреть на "Убийцу" глазами Финчера-создателя работ, за которые его многие любят?

Того самого, которые умеет снимать остросюжетное закрученное кино про темных и антисоциальных героев.

Кадр из фильма "Убийца" // Кинориум
Кадр из фильма "Убийца" // Кинориум

В кинофильмах "Семь", "Бойцовский клуб", "Исчезнувшая", "Игра", "Зодиак" есть некая антисоциальность, остросюжетность, запутанность мотивов, но мы, зрители, наблюдаем за антисоциальными героями как бы со стороны.

В более позднем сериале "Охотник за разумом" Финчер попытался заглянуть внутрь мышления антисоциальных людей.

Если "Убийца" - логическое продолжение этого ряда работ Финчера, то тогда этот фильм - нереализованная попытка показать изнутри условного финчеровского маньяка, психопата-социопата, его борьбу и становление. В "Убийце" есть только намеки на это, потому что этот фильм условно делится для меня на 2,1 части и ему не хватает от 0,9 до 1,9 частей, чтобы быть законченным и красивым произведением в "финчеровском" духе.

Часть Первая.

Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск

Продолжительность: От начала фильма, где герой Фассбендера готовится и пока он нудно ждет возможности выполнить заказ, мы слушаем его стандартизованный набор правил. Затем через собственное разочарованное "Fuck!" после промаха мы переходим в завершающий этап части первой - техничное бегство домой.

Наш герой из оригинального комикса начал убивать как любитель в 20 лет. Почему он это стал делать?

Потому что ему это нравилось.

И он, как Декстер (герой одноименного сериала про маньяка, который не может не убивать, поэтому тщательно выбирает жертв, которые "заслужили" смерть и убивает их, тщательно подготовившись и убрав за собой), пытается усмирить свое нездоровое желание и удовольствие тем, что превращает это в профессию.

С учетом времени на подготовку, очевидно высокую стоимость работы - он работает с минимальным количеством заказов. Его внутренние правила - это его ментальный скелет, который сдерживает его от безрассудного убийства.

Даже статистика смертности, которую он озвучивает в начале, будто бы "разрешает" ему убивать, но только немного. И даже этим ограничением герой явно разочарован. Он говорит, что его деятельность капля в море такой статистики.

На этом этапе персонаж Фассбендера - человек, который пытается обуздать свою жажду убийства, поэтому он полон правил, ритуалов, которые должны держать его под контролем.

Музыка рассортирована по плейлистам, чтобы как "якоря" держать его в узде. Нормированная еда, женщина, чтобы поддерживать регулярную сексуальную жизнь - все это нужно, чтобы со стороны тела не поступало дополнительных разрушительных стимулов, которые могли бы подтолкнуть его к пропасти.

Ошибается он на задании, думаю, ненамеренно. Это самосаботаж, который выдает ему подсознание, уставшее от постоянного жесткого контроля.

Часть Вторая

Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск

Продолжительность: Путь "мести". Серия убийств, которую мы наблюдаем оставшуюся часть фильма.

Но это вовсе не месть. И даже не "заметание" следов, и даже не стратегический ход, чтобы иметь лаг для дальнейшего существования в криминальном мире, несмотря на промах, заставив других уважать себя - как мне показалось сначала.

Это расслабление и переход.

Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Убийца" // Кинопоиск

Герой Фассбендера ослабил вожжи: стал нарушать свои правила и вышел на путь убийств, которые ему нравятся больше - глаза в глаза, чтобы видеть, как уходит жизнь, чтобы получить удовольствие. Он убивает много людей разными способами за короткий промежуток времени. И ему это нравится.

Часть Третья

Кадр из фильма "Убийца" //  Кинориум
Кадр из фильма "Убийца" // Кинориум

Продолжительность: Он возвращается к своей даме, садится и, у него дергается нервно щека. Конец.

Почему же у него такое состояние?

Потому что он понимает, что теперь вряд ли в ближайшее время ему кто-то даст заказ (он ведь поубивал всех, стоял за рутиной организации заказных убийств), да его уже и не устраивают "порционные" редкие убийства.

Он почувствовал вкус большой крови.

И он захотел еще.

Еще больше.

Только теперь без посредников и правил.

И если так, то представьте себе, что эта микроскопическая часть фильма Финчера выросла (на 0,9 до полноценной части) и показала, что герой Фассбендера начинает убивать, не прикрываясь криминальной профессией. Он становится чисто финчеровским маньяком - психопатом-социопатом, умелым, расчётливым в своем ужасном ремесле.

Такой фильм я бы посмотрела - это был бы фильм о человеке с мрачным внутренним миром, дисфункциональном психически, который боролся с собой, но не справился и пошел "во все тяжкие".

Если понимать, что его антагонист - это он сам, а не "контора" или заказчик, то тогда этот фильм способен держать в напряжении: справится он или нет, станет ли маньяком или нет - до последней части зритель может переживать.

Часть Четвертая

И для такого фильма просится еще одна часть, где ему будет противостоять кто-то, кто должен зло распознать, найти и победить доступным, но социально приемлемым (насколько это возможно) арсеналом.

Кадр из сериала "Охотник за разумом" // Кинопоиск
Кадр из сериала "Охотник за разумом" // Кинопоиск

И сделать это может антагонист, которых много в фильмах Финчера, например, Уильям Сомерсет из "Семи" или агент ФБР из "Охотника за разумом". Только зритель бы уже знал очень хорошо путь, который прошел убийца, а значит и простор для напряжения, игры и запутанного сюжета был бы больше.

Кадр из фильма "Семь" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Семь" // Кинопоиск

Если бы "Убийца" был бы таким фильмом, то я бы посмотрела его с таким же интересом, как в свое время, например, "Семь".

Но увы.

Финчер снял фильм, от которого скучно.

Может, Нетфликс поставил какие-то условия, может, Финчер не решился сам снять такую темную историю, а может, он рассказывал действительно именно такую повесть: про человека, которому скучно, и он просто решает "раскрасить" свои тоскливые будни.