1,6K подписчиков

10 стыдных вопросов про тормоза

Тормоза - важнейший узел автомобиля, связанный напрямую с вашей безопасностью. А безопасность превыше всего.

Зная самые важные аспекты работы вашей тормозной системы, можно эффективно ей пользоваться, понимать, когда ее обслуживать, определять по симптомам ее неисправности.

Это жизненно важно знать, особенно новичкам. В связи с этим, предлагаю разобрать 10 часто задаваемых вопросов о тормозах для людей, которые только делают первые шаги в наш автомобильный мир.

Тормоза - важнейший узел автомобиля, связанный напрямую с вашей безопасностью. А безопасность превыше всего.

1. Как работает тормозная система ?

Дабы понять суть, необходимо обратиться к базе. Как вообще все это устроено? Обычно, тормозная система состоит из двух основных блоков : тормозного привода, как правило, гидравлического, и самого тормозного механизма в виде дисковых или барабанных тормозов.

В барабанном тормозе на ступице колеса находится тормозной барабан, внутри которого расположена пара тормозных колодок. При нажатии на педаль тормоза поршень прижимает колодки к барабану и тем самым создает тормозной эффект.

Барабанных тормозов с каждым годом становится все меньше, ибо с возросшей мощностью двигателя они стали менее эффективными. Современных автомобилей с таким механизмом на всех 4 колесах и вовсе нет. Сейчас если и устанавливаются, то обычно лишь на задние.

Дисковый тормозной механизм же состоит из тормозного диска на ступице колеса, суппорта и расположенных в его пазах тормозных колодок. Колодки, прижимаясь к диску, создают трение, за счет чего и останавливают автомобиль.

Преимущественно о дисковых тормозах мы и будем говорить в дальнейшем, отвечая на стыдные вопросы ?

2. Когда менять тормозные колодки ?

Все зависит от манеры езды, качества запчастей и общего состояния тормозной системы. Точных цифр вам никто не скажет, хотя принято считать, что для дисковых тормозов, в среднем, через каждые 40 000 км, а для барабанных - 60 000 км.

Как понять, что уже пора ?

Лучше всего это сделать визуально на СТО. Барабанный механизм, например, можно осмотреть только сняв колесо, так как все его элементы находятся внутри барабана.

О необходимости заменить тормозные колодки говорят следующие признаки:

  • неприятные скрипы,
  • металлическая стружка на тормозных дисках,
  • увеличение хода педали тормоза,
  • вибрация при торможении или увод автомобиля в сторону.

Также об этом может сигнализировать датчик на приборную панель, если такой установлен в автомобиле.

3. Когда менять тормозные диски ?

Ровно такая же история относится к тормозным дискам и барабанам. Никто точных цифр не сообщит, но, в среднем, эти детали живут в два раза дольше колодок.

Что я имею ввиду ? Ваш диск может выдержать две, от силы три пары колодок, после чего должна следовать его замена. Опять же, все зависит от манеры езды, однако есть такая штука, как предельный износ, который указывается производителем, который лучше не превышать.

Тормозные диски обычно чугунные. А этот материал, как известно, не любит резких перепадов температур. Будьте внимательны и не допускайте их перегрева, ибо диск может повести, т.е. он будет ходить восьмеркой.

Симптомы скорой замены дисков следующие:

  • вибрации на руле при замедлении,
  • увеличение тормозного пути,
  • преждевременное срабатывание системы АБС,
  • металлический скрежет,
  • побежалый цвет диска и т.д.

4. Почему менять диски лучше парой ?

Износ дисков на СТО проверяется в том числе и с помощью штангенциркуля, которым меряется их толщена. Она может быть и разная на дисках из одной пары. Это не есть хорошо.

Необходимо менять сразу оба на одной оси, ибо от этого зависит синхронность срабатывания тормозов на обоих колёсах и поведение автомобиля при торможении. Нагрузка на другие элементы тормозной системы в таком случае тоже распределяется равномерно. Колодки меняют парой по той же причине.

Одновременно с заменой дисков нужно обязательно менять и колодки, даже если кажется, что они изношены незначительно и могут ещё послужить. Старые колодки могут испортить новые диски.

Такой услугой, как проточка дисков, лучше вообще не пользоваться. Сделаете только хуже.

5. Можно ли использовать диски и колодки разных производителей ?

Использовать можно, если убедиться, что они соответствуют друг другу и могут работать в паре. Бывает так, что комплектующие разных брендов несовместимыми. Если есть возможность, лучше использовать комплект одного производителя, это гарантирует, что детали точно подойдут друг к другу.

Однако большинство использует разные бренды и ничего страшного в этом нет. Обычная практика. Но...

Если автомобиль новый вы может попасть в ситуацию, когда смешивая тормозные диски и колодки разных производителей, вы лишаетесь гарантии.

Поэтому с этим повнимательнее.

6. Нужно ли обкатывать новые диски и колодки ?

Нужно и точка. Если, после выезда с СТО вы сразу поехали ставить рекорды скорости и тормозить в пол, то новые детали послужат вам недолго. После установки, новым колодкам и дискам необходимо время, чтобы притереться друг к другу для более качественного торможения. Как правильно обкатать ?

Ну, во-первых, сразу после замены нужно прокачать педаль тормоза. Это делается буквально несколькими нажатиями. А далее запоминаем:

  • первые километры после замены тормозить нужно плавно, избегая повышенных нагрузок на тормозной механизм,
  • некоторое время нельзя резко сбрасывать скорость, утапливая педаль тормоза в пол резким движением. Нажатия должны быть плавными и, по возможности, прерывистыми,
  • когда поверхность нового диска приобретёт равномерный цвет без полос и пятен, это будет означить, что первичная притирка прошла успешно.

Первое время при торможении могут раздаваться посторонние звуки и скрипы. Не стоит пугаться - все нормально. Это как раз идет притирка деталей.

7. Тормоза заклинили. Из-за чего ?

Обычно причины две: износ и заклинивание направляющих суппорта и перекос тормозного цилиндра. Да, да... Обслуживать необходимо ни только диски с колодками.

Дело в том, что поршни рабочих тормозных цилиндров и направляющие скобы суппортов со временем окисляются и могут начать подклинивать. Это сначала приводит к ухудшению торможения, а, если запустить, ток и к полному клину.

Как понят, что пора на СТО ?

Во-первых, увод автомобиля в сторону при нажатии на педаль тормоза. В какую сторону повело, следовательно на ту и обратить внимание.

Во-вторых, нередко подклинивание приводит к перегреву дисков и барабанов, а также к повышенному износу тормозных колодок. Данная проблема сильно влияет на безопасность и нуждается в скорейшем устранении.

Особенно данная история история опасна зимой или в дождливую погоду. Контроль над автомобилем можно потерять и больше не найти.

Дабы избежать этого, при каждой замене колодок необходимо проводить диагностику остальных элементов тормозной системы.

8. Дым и запах гари от тормозов. В чем дело?

Дым и гарь от тормозов во время езды хороши только для голливудского кино.
В суровой действительности это сигнализация двух неисправностей:

  • сожжение тормозных колодок,
  • утечка жидкости на тормоза.

В первом случае, перегрев колодок приводит к образованию окалины на поверхностях, которая в свою очередь усложняет работу тормозов.

Во втором случае, от подтекания колодки обрастут слоем пленки, что затруднит функционирование тормозной системы. Если же протекать будет смазка, то при попадании ее на диски или колодки они в считанные дни придут в негодность.

Обнаружив эти признаки, необходимо сразу обращаться в сервис для их устранения.

9. Забыл снять с ручника. Что делать ?

До глупости банально, но по-прежнему очень большое количество водителей забывает снимать свои авто с ручного тормоза. Вроде бы, смешная ситуация, тем не менее, влияет на производительность автомобиля больше, чем вы думаете.

  • Во-первых, это приводит к повышенному износу колодок и дисков, а также перегреву тормозов.
  • Во-вторых, к отслоению накладок с тормозных колодок.
  • В-третьих, растяжению или обрыву троса.

В лучшем случае, вы почувствуете медленный разгон, услышите странный свист и обнаружите не опущенный тормоз. Но если не заметить этого и проехать значительное расстояние, то в ряде случаев тросы привода клинят, и даже после отпускания тормоза машина не сдвинется с места.

Если такое все таки произошло, лучше обратиться в сервис для диагностики ручного тормоза и замены троса.

10. Из-за чего горит лампочка ABS ?

Та самая пугающая для новичков лампочка антиблокировочной системы. Сразу скажу, не стоит путать проблемы с ABS с проблемами тормозной системы автомобиля в целом. Они выполняют довольно разные задачи. О проблемах с тормозной системой же на панели приборов автомобиля свидетельствует красный восклицательный знак.

Тем не менее, из-за чего это происходит и, что с этим делать ?

Антиблокировочная система самостоятельно проводит диагностику себя же после каждого включения зажигания. Если в период этой диагностики будет выявлены неполадки, то на панели приборов загорается лампочка и не гаснет. Загорание знака АБС на пару секунд после включения зажигания не должно смущать водителя: это свидетельствует о том, что началась самодиагностика.

Причины:

  • загрязненные передние или задние датчики АБС, по причине чего они не смогут передать точную информацию, из-за чего будут сделаны ошибочные выводы о работоспособности датчиков;
  • поломка датчика вращения колеса;
  • проблемы с венцом на ступице;
  • потеря связи между датчиками и блоком, из-за чего информация не передается правильно;
  • поломка модуля.

Если вы увидели данную ошибку, то пугаться не стоит. Да... у вас отлучена система, но передвигаться на автомобиле вы можете. И даже можете уверенно отмораживаться. Никак на ваши тормозные характеристики это не повлияет.

Однако, лучшее решение данной проблемы - скорое прибытие на станцию тех обслуживания.