Продвижение сайтов в поисковых системах (Search Engine Optimization - SEO) - это комплекс мер, с помощью которых ваш сайт будет показываться в топе выдачи поисковиков по запросам, относящимся к тематике вашего сайта. Таким образом получают трафик, а поскольку из поиска приходит в основном целевая аудитория, то такой трафик очень ценный и легко конвертируется в деньги.
Подпишитесь на наш канал в Telegram.
В этой статье пошагово описано то, что нужно сделать, чтобы продвинуть ваш сайт на первые строчки выдачи поисковых систем. Предполагается, что вы знаете в общих чертах, что такое SEO, для чего оно нужно и знаете его плюсы и минусы. Также предполагается, что у вас уже есть готовый сайт. А если его нет, то дальше мы подскажем, в какой момент его лучше всего сделать.
Часто задают вопрос - да, успех продвижения зависит от множества факторов, у одного Яндекса их больше тысячи, но что же главное? Ведь есть же какой-то главный фактор? Есть. И этот фактор - ссылки. Хорошие ссылки с хороших сайтов. Несмотря на то, что руководство Яндекса периодически заявляет о снижении роли ссылок в ранжировании и что нужен хороший контент, на деле, как всегда, всё оказывается наоборот. Link Is King, как сказали бы американцы. В топе очень много сайтов с плохими текстами. И очень мало без ссылок. Кстати, о том, как выйти в топ без ссылок, мы поговорим дальше.
Нет, конечно же, официальная точка зрения гласит, что главное - это контент (Content Is King). И эту точку зрения всячески пропагандирует руководство поисковиков. Мол, делайте хороший контент, а о SEO не беспокойтесь, ваш сайт сам выйдет в топ. Теоретически так оно и есть. Если на вашем сайте уникальная и очень полезная информация, то люди сами будут ставить на него ссылки, сформируется хорошая ссылочная база, и он по всем запросам будет на первом месте. Но такое бывает ОЧЕНЬ редко. Поэтому для всех остальных случаев требуется SEO.
Составление семантического ядра и его кластеризация
Что такое семантическое ядро сайта? Это полный набор ключевых слов (фраз), относящихся к тематике сайта. Это та семантика, по которой пользователи будут находить вас в поисковых системах и которая приводит к вам целевых посетителей. Именно по этим словам будет идти продвижение сайта.
Ключевики различаются по частотности, конкурентности, а также делятся на коммерческие и некоммерческие.
По частотности запросы делятся на высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные, в зависимости от того, сколько запросов пользователи делают в месяц. Частотность не нужно путать с конкурентностью, потому что бывают высокочастотные запросы, которые не представляют никакой коммерческой ценности и их не продвигает ни одна SEO-компания. Такие запросы относительно легко вывести в топ по сравнению с менее частотными словами, но за которые борется большое количество сеошников.
Также нужно смотреть, коммерческий ключевик или нет. Потому что сложно вывести в топ коммерческую страницу по некоммерческому запросу и наоборот.
Собранные ключевые слова необходимо кластеризовать или сгруппировать в группы, кластеры.
Что такое кластеризация? Принято говорить, что это разбиение семантического ядра на группы одной подтематики. На практике же всё несколько иначе.
Когда вы делаете в поисковике какой-нибудь запрос, вам в результатах поиска показываются какие-то страницы сайтов. Делать под каждое ключевое слово из семантического ядра отдельную страницу сайта достаточно накладно, поэтому ключевики группируются в небольшие кластеры и продвигаются на одной странице. Но нельзя просто взять слова, которые вам нравятся, и разместить их на одной странице, потому что у поисковых систем свои представления о тематике поисковых запросов. Большинство ключевиков нельзя одновременно продвинуть на первые места, если они расположены на одной странице. Поэтому с помощью сервисов или программ всё семантическое ядро прогоняется через поиск и выделяются группы, по которым в выдаче показываются одни и те же страницы сайтов.
Анализ конкурентов
В SEO бытует такое мнение, что если не знаешь, что делать, то посмотри, что делают конкуренты и сделай так же. Не самая плохая идея, но только не всё, что работает у конкурентов, будет работать у вас. Например, у сайтов в топе может быть большая плотность ключевых слов на странице. А если вы сделаете такую же, то скорее всего ваш ресурс попадёт под санкции поисковых систем и его позиции в поиске будут понижены. Почему так происходит? Обычно это объясняют полумифическим “трастом” (доверием поисковиков) - у одних сайтов траст большой и им позволено делать большую плотность, а с маленьким трастом такое делать нельзя. Траст у сеошников - это такое универсальное объяснение, которым они объясняют всё, что не могут объяснить рационально. Но что такое траст толком никто не знает.
Поэтому не следует заморачиваться и пытаться объять необъятное, а нужно просто сделать несколько конкретных вещей:
1. Определить конкурентов. Вы наверняка сами знаете своих конкурентов и их сайты. Посмотрите, как они находятся. Дополнительно проанализируйте поисковую выдачу по ключевым запросам, относящимся к вашей области. Нужно смотреть, какие сайты часто присутствуют в выдаче по разным ключевикам. Есть ли среди них ваши конкуренты?
2. Понять, по каким ключевым словам они продвигаются. Это делается двумя способами. У вас уже есть предварительно составленное семантическое ядро. Посмотрите, как ваши конкуренты находятся по запросам из этого ядра. Сделать это можно самостоятельно, либо с помощью специальных сервисов. Хорошие сервисы являются платными. Также есть сервисы, которые показывают, по каким словам и на каких местах находятся сайты в поисковиках. С их помощью тоже можно определить, по каким ключевикам раскручивают конкурентов.
3. Оценить получаемый конкурентами трафик. Более или менее точно это можно сделать с помощью открытых счётчиков на сайте, например, Яндекс.Метрики или LiveInternet. Ещё есть различные сервисы, которые пытаются оценить посещаемость по видимости ресурса в поисковых системах и с помощью некоторых других метрик. Но как показывает практика, точность этих сервисов для целей SEO оставляет желать лучшего.
4. Определить, какими методами они продвигаются. Прежде всего нужно определить ссылочную базу сайта конкурента, то есть, посмотреть, какие ресурсы на него ссылаются. Для этого существуют соответствующие сервисы, лучшим из которых является платный Ahrefs, у которого есть, кстати, возможность воспользоваться бесплатной неполной версией.
Также нужно посмотреть, какие используются посадочные (целевые) страницы (страницы, на которые ведут результаты поиска), виды текстов (информационные, коммерческие и т.п.), объёмы текстов, плотность ключевых слов.
5. Оценить, сложно ли будет обойти их в выдаче. Это главным образом определяется количеством ссылок на конкурента. Если ссылок много, то придётся потрудиться и потратиться, чтобы его обойти.
Аудит сайта
Аудит сайта - это анализ его качества и свойств на соответствие требованиям поисковых систем. Определяется текущее состояние сайта. На его основе можно сделать различные прогнозы - например, спрогнозировать требуемые для продвижения сайта усилия, оценить бюджет SEO, - а также разработать стратегию и составить план мероприятий по поисковой оптимизации.
Существуют различные виды аудита и каждый служит определенной цели.
Виды аудитов:
- поисковый (SEO);
- маркетинговый;
- технический;
- юзабилити.
На практике обычно проверяют следующее:
Находится ли сайт под санкциями поисковых систем
- С помощью сервиса web.archive.org проверяется, не был ли раньше на вашем домене другой сайт. Если был, то домен может быть под санкциями
- Проверяется трафик на сайт.
- Проверяются позиции сайта в поисковой выдаче.
Исследуется техническое состояние сайта
- Корректность кода HTML и CSS.
- Работа скриптов и форм.
Проверяется хостинг
- Как быстро открываются страницы сайта.
- Возможность резервного копирования.
- Как часто хостинг падает и не работает.
Определяются позиции сайта по всему семантическому ядру
- Существуют многочисленные платные сервисы по определению позиций.
Определяется ссылочная база
- Лучше всего это сделать с помощью сервисов Яндекс.Вебмастера, Google Search Console и платного сервиса Ahrefs.
Аудит сайт это необходимая часть работ. Он определяет направление и последовательность всех дальнейших действий.
Определение целей, бюджета и выработка стратегии
На этом этапе нужно решить, что вы хотите от SEO. Будете ли вы продвигаться по всему семантическому ядру или по его части, по высокочастотникам или низкочастотникам.
Какой бюджет на продвижение вы готовы выделить? Если он маленький, то количество продвигаемых ключевиков будет ограничено и скорее всего это будут низкочастотники.
Определение целевых страниц
Целевая страница - это оптимизированная под определенную группу (кластер) запросов страница сайта. Её не следует путать с посадочной страницей (landing page). Они выполняют примерно одну и ту же функцию, но посадочная страница - это специально созданный ресурс, который похож на рекламный буклет. Она выглядит как мини-сайт из одной страницы и обычно даже не имеет ссылок на другие разделы сайта. Сейчас посадочные страницы в основном используются в контекстной рекламе.
Целевые страницы сначала выбираются среди тех, которые уже хорошо находятся в поиске по соответствующим запросам. Для оставшихся ключевых слов берутся страницы сайта, подходящие по содержанию. В случае необходимости создаются новые разделы и страницы.
Разработка сайта или его реструктуризация
На этом этапе можно создавать сайт, если у вас его нет. Если он уже существует, то по результатам определения целевых страниц нужно его переделать - перегруппировать разделы, создать новые, создать новые страницы.
Мобильная (адаптивная) версия сайта
Мобильный трафик растет, поэтому такая версия сайта сейчас необходима. Тем более, что поисковые системы учитывают её наличие или отсутствие.
Наиболее популярен в настоящее время адаптивный дизайн, потому что сделать его проще и варианты сайта отличаются только стилями CSS. Мобильный вариант нужно создавать одновременно с основным сайтом.
Написание текстов, контент-маркетинг
Следует переписать тексты страниц, выбранные как целевые. Если по всему кластеру запросов она и так хорошо находится, то ничего менять, конечно, не нужно.
Плотность ключевых слов нужно делать примерно такой же, как на других страницах вашего сайта, которые хорошо находятся в поисковых системах. Если таких страниц нет, то плотность не должна превышать 3%. У ваших конкурентов в топе плотность может быть значительно выше, но это не показатель, потому что допустимая плотность ключевиков для разных сайтов разная.
Написание качественных текстов по тематике сайта лучше поставить на постоянную основу, потому что это пригодится для контент-маркетинга. Контент-маркетинг - это статьи по вашей тематике, размещённые как на вашем сайте, так и на сторонних ресурсах. Если текст размещается на чужом ресурсе, то он должен иметь ссылку на ваш сайт. Тексты лучше оптимизировать под определённые низкочастотные запросы.
Внутренняя оптимизация сайта
Под внутренней оптимизацией понимаются любые SEO-действия с самим сайтом. В отличие от внешней оптимизации, когда все мероприятия проводятся на внешних ресурсах.
В список работ по внутренней оптимизации входят:
- Определение целевых (входных) страниц
- Оптимизация структуры сайта
- Работа с текстами (семантика)
- HTML, скрипты
- Микроразметка
- Структурированность страниц
- Навигация, структура URL, ЧПУ
- Перелинковка
- Дубли, зеркала
- Оптимизация изображений
- Юзабилити
- Коммерческие факторы
Внешняя оптимизация сайта, наращивание ссылочной базы
Внешняя оптимизация – это получение ссылок на сайт на сторонних ресурсах. Сейчас это фактически главный фактор ранжирования, несмотря на заявления Яндекса о снижении значимости ссылок.
Существуют два способа продвижения сайтов без использования ссылок.
Первый - накрутка поведенческих факторов ранжирования. Способ работает только в Яндексе. Имитируется массовое посещение сайта реальными пользователями с тем, чтобы поисковик решил, что ресурс популярный, так как содержит полезную информацию. В результате Яндекс поднимает сайт в топ выдачи.
Недостатком метода является то, что Яндекс признаёт его поисковым спамом и наказывает сайты, его применяющие. Поэтому пользоваться им не стоит.
Второй метод - продвижение низкочастотных запросов в силу их небольшой конкурентности. Для вывода на первые места низкочастотников очень часто ссылки не требуются и можно обойтись оптимизированным текстом.
Как получить ссылки? Вопрос не совсем простой, потому что сотрудники поисковых систем признают “правильными” только ссылки, полученные естественным путём, то есть органические ссылки - когда владельцы сторонних сайтов сами их ставят на ваш ресурс. Но такое бывает редко, поэтому о ссылках приходится заботится тем, кто сайт продвигает.
На данный момент оптимальнее всего получить сквозные ссылки (ссылки на всех страницах ресурса) с сайтов клиентов или партнёров. Если у вас такие клиенты есть и они готовы поставить на вас ссылку, то вам повезло.
Второй более или менее приемлемый способ - платное размещение статей с ссылкой на ваш сайт. Для этих целей существуют специализированные сервисы. Как лучший вариант - размещение статей на ресурсах, которые не участвуют в этих сервисах, то есть, самостоятельное размещение. Нужно писать владельцам сайтов или авторам статей и просить их разместить материалы за деньги. При таком способе меньше вероятность попадания под санкции поисковых систем.
Работа с социальными сетями
Наличие аккаунтов в социальных сетях - это фактор ранжирования. На ресурсе должны быть ссылки на соцсети, а в соцсетях ссылки на сайт.
Сами ссылки не имеют большого веса, но большое значение имеют социальные сигналы - лайки, репосты, и т.д., а также переходы пользователей из сетей.
Отзывы и оценки
На отзывы о сайте и на его оценки следует обращать самое пристальное внимание. Это сейчас важные параметры продвижения. Сервис Яндекса Вебмастер даже периодически напоминает о необходимости получить отзывы о ресурсе.
Отзывы и оценки можно оставлять на самом сайте, на самих поисковых системах и на специальных сервисах и сайтах отзывов. Понятно, что всё это можно достаточно легко сфальсифицировать, хотя, например, Яндекс уверяет, что его обмануть невозможно (мы все знаем, что это не так) и что он перепроверяет отзывы по разным источникам.
Итак, чем важны отзывы и оценки с точки зрения ранжирования в поисковых системах:
1. Отзывы - это фактор ранжирования поисковиков, он напрямую влияет на формирование поисковой выдачи. Очень несильно, конечно, но влияет.
2. Они важны с точки зрения наложения санкций. Если у вас хорошие отзывы, то это скорее всего вам не сильно поможет в продвижении. Но если про вас много плохих отзывов, то вы практически гарантированно пропадёте из выдачи.
Как говорится, раскрутить сайт может каждый. А вот не попасть под санкции поисковых систем - это искусство.
3. Ну и, конечно, солидность, репутация, пользователи больше доверяют сайтам с хорошими отзывами, дольше их читают на сайте, чем улучшают поведенческие факторы ранжирования, и всё дальше в таком роде.
Оставьте несколько хороших отзывов на картах Яндекса и Google, на первое время этого будет достаточно.
Поведенческий фактор
Поведенческие факторы - это то, что имеет большое значение в Яндексе. Нет, конечно, поведение пользователей при поиске и в Google имеет какое-то значение и они даже всё это запатентовали, но это значение не такое большое, как в Яндексе. В Яндексе можно вывести сайт на первое место только одной накруткой поведенческих факторов, без текстов и ссылок. Хотя Яндекс, конечно, это отрицает.
Итак, что же такое поведенческие факторы? Это учёт поведения пользователей на странице поисковой выдачи и на сайтах из результатов поиска при ранжировании сайтов по запросу.
Иными словами, если пользователь перешел из поиска на страницу сайта, сайт полностью ответил на его вопрос и пользователь не вернулся к поиску, то эта страница хорошая и сайт хороший, и его нужно показывать на первых местах.
Яндексу не нравится, что в ранжировании до сих пор главную роль играет вес ссылок (PageRank), который ввёл в употребление Гугл, и поэтому он всё время пытается построить поиск без сильного влияния ссылок. Отсюда и попытка дать большой вес поведенческим факторам. Попытка неудачная, потому что эти факторы легко накручиваются и Яндекс до сих пор не может справиться с этими накрутками алгоритмически, поэтому вынужден прибегать к суровым санкциям за накрутку.
Тем не менее эти факторы нужно учитывать и использовать. Для этого нужно делать так, чтобы пользователь подольше оставался на странице, на сайте и не возвращался обратно в поисковик. Например, можно делать качественные сайты с качественными текстами, полностью отвечающими на запрос пользователя. Потому что если у вас будут плохие поведенческие факторы, алгоритмы поисковиков опустят вас в результатах выдачи.
Контекстная реклама
Контекстная реклама - это показ пользователю рекламных объявлений в контексте того, что он искал в поисковиках. Эта реклама показывается на странице результатов поиска (SERP - Search Engine Results Page) и на сайтах, входящих в рекламные сети поисковиков.
Например, если вы наберёте в поиске Яндекса “пластиковые окна”, то в серпе увидите 9 рекламных объявлений про пластиковые окна на 10 результатов органического поиска. Причём, эти объявления от обычных результатов отличаются только едва заметным словом “Реклама”. Кроме того, рекламные объявления про окна будут вам показываться на всех сайтах, входящих в Рекламную сеть Яндекса.
Что даёт использование контекстной рекламы в плане SEO?
- Во-первых, контекст сам по себе хорош, без раскрутки, и приводит большое количество покупателей. Если ваш сайт плохо находится в поиске, то это хорошая альтернатива.
- Во-вторых, пользователи, приходящие из рекламы на ваши страницы, дают возможность поисковикам оценить полезность страниц. И если посетители находят на вашем сайте то, что им нужно, то поведенческие факторы существенно улучшаются и поднимают вас в выдаче
Коммерческие факторы оптимизации, юзабилити
Юзабилити - это элементы сайта и дизайна, повышающие удобство использования сайта.
Коммерческие факторы - это юзабилити при заказе услуг или покупке товаров.
На начальном этапе (если у вас коммерческий сайт) нужно:
1. Разместить на каждой странице на видном месте телефоны, адрес, время работы.
2. На странице контактов должны быть схема проезда к офису или магазину и карта.
3. Товары и сайт должны иметь отзывы, должна присутствовать политика конфиденциальности.
4. Должны быть формы заказов товара, корзина и формы обратной связи.
5. Поиск товара и поиск по сайту, все товары должны иметь подробные описания.
6. Информация об оплате и доставке.
Напомним, что вся эта информация нужна, чтобы не попасть под фильтры (санкции) поисковиков, а для продвижения нужны тексты и ссылки.
Мониторинг, контроль и аналитика
На данный момент в SEO достаточно развита аналитика и если оптимизаторы не могут вывести сайт в топ поисковой выдачи, то они каждый месяц могут предоставлять заказчику солидный отчёт с множеством графиков и таблиц. В SEO всегда так - либо позиции, либо солидные отчёты, по-другому не бывает.
Если брать по минимуму, то нужно следить за позициями и за трафиком. И если позиции и трафик не растут, то либо вы что-то делаете не так, либо сайт под санкциями поисковых систем.
А если позиции и трафик резко упали, то либо поисковики изменили свои алгоритмы, либо ваш сайт попал под санкции, что более вероятно.