Найти в Дзене

Псевдолитературный сюрреализм: «Мне некогда… втискивать свои мысли в какие бы то ни было формы…»

Порой, в поисках нужной книги, вдруг обнаруживаешь нечто чуждое, появившееся по случаю, в качестве «особо ценного» приза, подарка и т. п. Похожая история произошла со случайно попавшимся на глаза сборником коротких произведений современных французских и пишущих на французском языке авторов, изданном в 2010 г. в рамках мероприятий года Франции в России.

Москва - Владивосток 2010. Французские писатели в России / в перев. М. Аннинской, Н. Бутмана, И. Волевича и др. – М. : Флюид, 2010. – 106 с. – ISBN 978-5-98358-283-5.
Москва - Владивосток 2010. Французские писатели в России / в перев. М. Аннинской, Н. Бутмана, И. Волевича и др. – М. : Флюид, 2010. – 106 с. – ISBN 978-5-98358-283-5.

Некоторые очерки из сборника настолько далеки от какой бы то ни было литературы, что пролистывая его вновь, не перестаешь поражаться: что это? И как это можно было назвать литературой?

В предисловии к сборнику инициаторы издания заявляют, что хотели показать, кроме прочего, «свободу литературной формы», «свободу от условностей» и т. п. В итоге хочется показать один из ярких примеров такой «свободы»:

Автор приведенного для примера текста представлен в сборнике как бельгийский писатель, пишущий на французском языке под именем «Эжен Савицкая» (да-да, не удивляйтесь, несмотря на фамилию (Савицкая, кстати, имя его матери – она русская), автор – мужчина.

Фото из сборника «Французские писатели в России» / в перев. М. Аннинской, Н. Бутмана, И. Волевича и др. – М. : Флюид, 2010. С. 65.
Фото из сборника «Французские писатели в России» / в перев. М. Аннинской, Н. Бутмана, И. Волевича и др. – М. : Флюид, 2010. С. 65.

В предисловии к указанному выше «шедевру» названного писателя также предлагаются несколько слов о манере такого письма. Автор, из-под пера которого уже вышло более трех десятков произведений, утверждает: «К писательству меня подтолкнуло чтение дадаистов и сюрреалистов…».

Дадаизм – авангардистское течение, возникшее в Европе, прежде всего в изобразительном искусстве с началом Первой мировой войны, а позже проникшее и в литературу, театр, кино. Дадаисты хотели показать свое отношение к войне, как к чему-то абсурдному, бессмысленному.
Сюрреализм – еще одно авангардистское направление в литературе и искусстве, также зародившееся в первой половине XX в., но уже под влиянием развития психоанализа. Что касается литературы, сюрреализмом, по сути, стали называть всяческие эксперименты с языком, освобожденным от любого контроля, возможность создания текста через свободные ассоциации, с помощью сновидений, транса и т. п.

Но можно ли считать подобные тексты по-настоящему литературой?

Возвращаясь к современному писателю и его признаниям, стоит отметить, что в заключении он сам подводит итог своего сочинительства: «Я не создаю литературных произведений. Мне некогда тратить время на необходимость втискивать мысли в какие бы то ни было формы».